Образование

Опубликовано Апрель 8th, 2023 | Редакция газеты

Жизнь, полная любви

Галина Артуровна Матлахова никогда не мечтала стать учителем.

В школе ей нравились науки точные, математика в особенности. И в жизни думала выбрать путь вычислений. Даже умудрилась поступить в сельскохозяйственный институт и немного поучиться на экономическом факультете. Но очень быстро поняла, что одно дело вычислять на уроке, а другое дело –подчинить расчету всю жизнь. Через два месяца высокоточной учебы она забрала документы из института и оказалась «не у дел». Время было такое, что бездельничать было нельзя. Набираться сил и ума-разума для следующего шага – непозволительная роскошь. И кто его знает, куда бы привела судьба, если бы не любимая тётя Октябрина Тихоновна Водолазская, филолог и историк, заслуженный педагог, которая предложила скоротать время до нового 1 сентября в Саргатском педагогическом училище.

Два месяца института и отличный школьный аттестат привели девушку сразу на 3 курс. Пришлось, правда, сдавать экстерном 15 экзаменов. Сдавались они с мыслью о том, что все это ненадолго, до конца учебного года, чтобы время не пропало. А там… А там Галина втянулась. Учиться было интересно, группа была хорошая, жизнь в училище насыщена разнообразными мероприятиями, позволяющими реализовать многочисленные желания.

Через год она уже ничего не хотела менять и решила получить диплом педагога. По распределению в 1974 году она попала в село Алексеевка Горьковского района в восьмилетнюю школу.

Первая молодость

Преподавать пришлось русский и литературу в 8‑х классах, всю биологию – с 5 по 8 класс, химию – в 7–8 классах. В глубинке педагогов не хватало, поэтому решали проблемы на местах как могли. Галине Артуровне доверили столь ответственное направление, потому что она очень хорошо помнила школьную программу, да и отметки в аттестатах, школьном и училищном, подтверждали её основательность. Ко всему прочему, доверили ей должность пионерской вожатой, отвечающей за жизнеспособность пионерской организации школы. Ну а активное творческое начало привело её в школьную агитбригаду. Ну и про комсомол не стоит забывать. Для тогдашней молодежи быть комсомольцем, достойным уважения старшего поколения, было очень важно.

Коллектив в школе был в основном молодой, учителей-стажистов – всего трое человек. Несколько молодых педагогов пришли в школу вместе с Галиной Артуровной. Несколько – чуть раньше. Жизнь была очень интересной, ни минуты покоя: постановки, концерты, представления на полевых станах и концерты для жителей села.

Что запомнилось из того весёлого и беспокойного времени? Жить было интересно, азарт был у всех, задор. И еще – с первых же дней молодые учителя ощущали уважение, которым их окружали и коллеги, и жители села. Авторитет учителя в те времена, вне зависимости от опыта работы, был непререкаемым. Люди были очень доброжелательными. В любой ситуации всё заканчивалось фразой: «Учитель знает, мы ему доверяем». Кроме уважения, поражала еще и забота, которой окружали всех учителей, особенно молодых. Что-то привозят в сельпо – коллектив сельпо откладывал подходящий размер и отрез для молодых учительниц. Иногда даже отдадут отрез мастерице, которая сошьет бесплатно, отутюжит и принесёт. Видели люди, как загружены учителя, старались помочь во всем. Уникальный мир, уникальное время.

В Алексеевке Галина Артуровна отработала положенные три года, вышла замуж за весёлого рукастого парня Василия Матлахова, приметившего статную улыбчивую девушку сразу после её появления в деревне, и вместе с мужем уехала в город Прокопьевск, что в Кузбассе.

А вот в Прокопьевске уже так просто в школу было не устроиться. Да и проблемы свалились: жильё, устройство детей в садик. Чтобы как-то справляться с этими проблемами, пришлось на время забыть о работе в школе. Сначала Галина Артуровна работает в детском саду два года воспитателем в подготовительной – самой старшей – группе. Потом устраивается начальником отдела кадров УПТК «КузбассГражданскСтрой», исключительно ради того, чтобы побыстрее разрешился квартирный вопрос. Через 4 года, получив квартиру и дождавшись места в школе поближе к дому, Галина Артуровна возвращается к преподавательской деятельности. В большой школе на 2000 учеников у нее появилась возможность работать по специальности – учителем начальных классов. В Прокопьевске за плечами у Галины Артуровны остались два выпуска. Потом она набрала 1 класс, но… Жизнь вносит свои коррективы иногда там, где мы и не ждём.

Снова в путь

Все было хорошо в Прокопь­евске, все нравилось. Кроме одного – ничего не было для детей, заканчивающих учиться в школе. Ближайшие учебные заведения – за тысячи километров.

Именно отсутствие перспектив для детей привело семью Матлаховых к решению о переезде. Выбор пал на Усть-Заостровку. Во многом потому, что это было не только место рядом с большим городом, но это было место, где обосновалась любимая тётушка Октябрина Тихоновна. Да и Василий тосковал о своем хозяйстве, о деревенских просторе и воздухе.

В Усть-Заостровскую школу Галину Артуровну взяли сразу же преподавать русский и литературу в 5 классе. Директором тогда была Зоя Герасимовна Адамчук. Школа была большая, учеников много. Только в начальной школе было 8 учителей, работали параллелями и в 2 смены. Меньше 18–20 человек в классах не было.

Приняли в коллективе хорошо. Строгость и требовательность Зои Герасимовны уравновешивались мягкостью и человечностью Тамары Ивановны Курочкиной, завуча по учебной части. Коллектив был опытный, высокопрофессиональный, все с образованием. Работали слаженно, дружно, чувствуя друг друга и помогая во всем, в общем, единое целое.

– Самое главное, мне всегда везло с детьми. Очень хорошие дети и прекрасные родители, – вспоминает Галина Артуровна. – В моих классах всегда складывались замечательные отношения. Все проблемы мы решали вместе, мирно договариваясь. Всегда жизнь в наших классах была интересная. Ни в ком из своих детей не видела ничего плохого. Бывает, дети сидят, пишут контрольную работу. А я смотрю на них и думаю, кем они вырастут?

После Зои Герасимовны школу возглавил Анатолий Александрович Кухаренко, оставшийся в памяти замечательным руководителем и человеком, очень трепетно относившимся к проблемам своего преимущественно женского коллектива. После выхода Анатолия Александровича на пенсию возглавила школьный коллектив выпускница школы Татьяна Юрьевна Яковлева, высококлассный математик. За ней пост директора заняла Ольга Ивановна Рыбалко, при которой в 2012 году Галина Артуровна, несмотря на уговоры родителей и коллег, приняла решение уйти на заслуженный отдых.

Вторая молодость

Вот уже два года в церкви при храме архистратига Михаила действует воскресная школа. Её работа началась 15 октября 2021 года. Выходя на пенсию, Галина Артуровна думала, что попрощалась с педагогикой навсегда, но от судьбы или воли Божьей не уйдёшь. Отец Андрей не один год уговаривал прихожанку, и в конце концов его старания увенчались успехом.

В первый год группу посещало шестеро человек, сейчас школу посещает около десяти ребятишек. Самым младшим – шесть-семь лет, старшей ученице Татьяне – четырнадцать лет, она – помощница и опора учителей. Появились помощницы – Анастасия Алексеевна и Екатерина Анатольевна. В воскресной школе (которая на самом деле собирается по субботам) дети не только знакомятся с основами закона Божьего и православной культуры. Занятия совсем не похожи на скучные назидания: ребята свободны проявлять любые творческие склонности. Сейчас под руководством Екатерины Анатольевны рисуют собор Василия Блаженного, знакомясь на занятиях с историей его создания. А на следующее после Пасхи воскресение ребята готовят праздничное выступление.

– Здесь нет обязательных рамок и оценок, здесь дети открываются. Непосредственность, наивность, позитив – это дорогого стоит, это только дети могут тебе дать. У меня началась вторая молодость, – с улыбкой рассказывает Галина Артуровна. – Сколько я ни бегала от педагогики, а она меня снова нашла.

Основная часть занятий по­священа беседам – вдумчивым, искренним, серьёзным. Что такое добро и зло? Греховен ли страх? Что значит заповедь о почитании родителей? Галине Артуровне нравится следить за ходом мысли ребят, пусть, бывает, они уходят совсем далеко от изначальной темы занятия. Она сочувствует современным школьным учителям, перегруженным бумажной работой, вынужденным жертвовать живым общением с детьми.

Главное профессиональное кредо Галины Артуровны – любовь к детям. Методика нарабатывается, опыт приобретается, характер закаляется, всё это приносят годы работы. Но о любви к детям, считает она, нельзя прочитать в учебниках или узнать на курсах повышения квалификации:

– Не может всё быть гладко, и дети все разные, и учитель не всегда может быть идеально справедливым и безупречным. Пусть учителю случится сорваться на детей, главное, чтобы дети знали, чтобы чувствовали, что учитель их любит. В школе, как и в семье, бывает всякое. Если у тебя нет искорки внутри, лучше не идти в эту работу.

Елена КЛИМЕНКО

Метки:




Наверх ↑

Выпуск: № 28 от 18.07.2024