Образование

Опубликовано Январь 18th, 2024 | Ольга Зюзина

Профессия как творчество

Вот и пролетели самые волшебные и сказочные праздники, но новогоднее послевкусие еще долго будет напоминать о себе самыми приятными воспоминаниями. У кого-то они связаны с яркими путешествиями, у кого-то наполнены теплыми встречами с близкими и друзьями.

Веков связующая нить

Л. А. Иващенко, учителя рус­ского языка и литературы Красноярской СОШ, празднично-новогодняя карусель впечатлений закружила еще в начале декабря. Именно тогда Лариса Альфредовна отправилась в Москву на Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» (он проводится при поддержке Фонда наследия Менделеева), собравший учителей гуманитарного направления с 9 по 15 декабря.

В столицу прибыло 130 участников из разных регионов России (от Якутии до Калининграда и Крыма) и Республики Таджикистан. Все – настоящие профессионалы своего дела, педагоги, которые с любовью и преданностью отдаются своему непростому, но поистине благородному делу – обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Поскольку конкурсантов было много, их поделили на три секции (историки, филологи, иностранные языки), и в каждой еще были свои подгруппы. Программа была очень насыщенной. В нее вошли семинары от выдающихся преподавателей столичных вузов, лекции о современных подходах в образовании, гуманной педагогике Ш. А. Амонашвили и о применении методов проектной и исследовательской деятельности на уроках, а также знакомство с «Химкинским лицеем», где педагоги побывали на открытых уроках и занятии по актерскому мастерству лицейского театра. Это позволило почерпнуть много интересных идей и приемов для своей работы.

Конечно, были и конкурсные выступления. Каждый из выступающих должен был представить свой опыт работы в формате рекламной презентации и постараться убедить слушателей в отведенные на это 3–4 минуты в необходимости с ним ознакомиться.

Л. А. Иващенко взяла для себя тему «Русский язык как основа воспитания личности». Статью с одноименным названием Лариса Альфредовна подготовила и для журнала «Вестник образования России», где она представила систему уроков русского языка, направленных на воспитание любви и уважения к Отечеству, формирование потребности изучать культурное наследие, историю русского народа, осознание важности сохранения памяти о своих корнях.

Она представила вниманию коллег и жюри свой урок-размышление «Веков связующая нить», который помогает показать ребятам родственную связь разных народов через наш общий праязык и приводит к выводу, что нужно уважительно относиться ко всем языкам нашей многонациональной России. Используемые красноярским педагогом методические приемы способствуют формированию у подрастающего поколения чувства сопричастности к языку, культуре и истории народов нашей страны, а также пониманию русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

Конкурс очень окрылил

В итоге церемония награждения порадовала результатами. Лариса Альфредовна Иващенко стала обладательницей диплома победителя и медали «Педагог-наставник». Сертификат о представленном опыте работы ей вручили главный редактор журнала «Вестник образования России» Ю. И. Глазков и директор Фонда Менделеева Е. Е. Шестернинов.

Следует отметить, что на это состязание профессионалов прибыли победители региональных этапов конкурса, и Омскую область представляла внушительная делегация. В ее состав вошли двенадцать лучших из лучших педагогов, в том числе два от Омского района. Наряду с Л. А. Иващенко свой опыт работы презентовала Татьяна Юрьевна Миронова, учитель истории и обществознания Петровской СОШ № 2. Она также стала обладательницей звания победителя.

Если говорить о культурной программе, то участников конкурса ожидали экскурсия по историческому центру Москвы и посещение театра мюзикла, где педагоги посмотрели «Принцессу цирка». Ну а оставшееся время каждый использовал, как считал нужным.

И его Лариса Альфредовна постаралась наполнить впечатлениями по максимуму. Свой первый день пребывания в столице она посвятила Красной площади, здесь же наполнилась новогодним настроением и очаровывающей сказочным волшебством атмосферой перед отъездом. За время пребывания в Москве успела покататься на коньках на катке перед ГУМом, возложила цветы к могиле Неизвестного солдата, посетила храм Василия Блаженного, прошлась по древним соборам Кремля и около храма Христа Спасителя, а еще покаталась на колесе обозрения над прекрасным Измайловским кремлем, прогулялась по Арбату, удивилась новогоднему убранству площади перед Большим театром, посетила ВДНХ, Третьяковскую галерею и литературные музеи М. А. Булгакова и А. С. Пушкина.

А тем временем за этим путешествием по новогодней столице внимательно следили коллеги и ученики Л. А. Иващенко, которые наблюдали за результатами конкурса и разделили с ней радость победы. Именно по просьбе ребят, с которыми у нее полное взаимопонимание, Лариса Альфредовна каждый день выкладывала посты на своей страничке ВКонтакте, на которые неизменно получала обратную связь и поддержку.

«Конкурс меня очень окрылил, – делится впечатлениями красноярский педагог. – Я столько новых идей и методов работы там почерпнула! Я в восторге! У нас в Вацапе есть группа, до сих пор общаемся с педагогами-участниками конкурса, выкладываем фото. Россия у нас необъятная, красивая. Есть чем полюбоваться».

Конкурс стал ярким завершением Года педагога и наставника, и получить медаль «Педагог-наставник», конечно, было символично.

«Я сама своих наставников очень ценю и им очень благодарна!» – признается она.

Значимая награда

Что касается Всероссийского конкурса «Мой лучший урок», то в нем Л. А. Иващенко приняла участие уже во второй раз. Еще в 2011 году она заняла первое место на таком же состязании профессионалов. Ну а впервые в атмосферу конкурсных испытаний погрузилась еще в 2004 году, когда за плечами уже был десятилетний стаж работы. Это был выезд в Кормиловку на региональную научно-практическую конференцию по работе с одаренными детьми. К тому времени ее воспитанники уже занимали призовые места на олимпиадах и состязаниях разного уровня, был и первый губернаторский стипендиат.

А дальше – больше. Лариса Альфредовна дважды победила в районном конкурсе «Педагог года», в 2005‑м вошла в пятерку финалистов областного «Педагога года», в 2011‑м – заняла уже второе место в этом соревновании профессионалов. И всегда ее главными направлениями в работе были литературное краеведение и история нашего языка.

Свое увлечение фольклором, народными песнями и сказками она передает и воспитанникам, которые с удовольствием пишут исследовательские работы, сочиняют стихи, сказки и рассказы. В 2005 году под руководством Л. А. Иващенко в Красноярской школе был создан фольклорный коллектив «Ладушки», который действует до сих пор. Ребята ходят сюда с большим удовольствием и интересом. Коллектив ежегодно становится победителем областных конкурсов. Красноярцы тесно сотрудничают с центром духовно-нравственного развития «Исток». Лариса Альфредовна здесь то мастер-классы ведет, то в конференциях принимает участие, представляя свой опыт работы по сохранению русского языка.

Кстати, в 2023 году коллектив «Ладушки» стал лауреатом Всероссийского Рождественского фестиваля с международным участием «Под Вифлеемской звездой».

На счету самой Л. А. Иващенко в прошлом году было призовое место на региональном этапе Всероссийской олимпиады учителей русского языка «Хранители рус­ского языка», победа на областном конкурсе «Лучший учитель родного языка и литературы» (в сентябре ей предстоит защищать честь Омской области на одноименном всероссийском конкурсе в Казани). В августе 2023 г. Ларисе Альфредовне Иващенко было присвоено звание «Заслуженный учитель Омской области».

«Для меня это очень значимая награда, почетная. Я все это очень ценю!» – говорит талантливый учитель.

Чтобы на уроках было всегда интересно

А впереди планов и задумок еще больше. Столько всего надо успеть, столько всего сделать! И ребят подготовить к участию в региональных этапах олимпиады школьников по литературе и русскому языку, и довести до логического завершения научно-исследовательские работы для участия учеников в районной научно-практической конференции НОУ «Поиск», региональной конференции «Летопись сибирских деревень» и областном конкурсе «Белая береза». А еще – самой принять участие во Всероссийской научно-практической конференции «Преподавание родных языков народов России», подготовить материалы для публикации в методических сборниках, провести заседание муниципальной творческой лаборатории учителей русского языка и литературы, работу которой она организовала в 2023 году.

На вопрос, как удается всё успевать и везде участвовать, отвечает, что главное – всё четко распланировать и уметь хорошо распределять свое время.

«Я всегда любила давать открытые уроки. Мне это очень нравится, – признается Л. А. Иващенко. – Для меня это всё – как написать литературное произведение. Я свою профессию воспринимаю как творчество. Я по-другому ее и не представляю. Это вся моя жизнь. В конкурсах приятно показывать, что умеешь. Я опытом делюсь щедро».

Важным подспорьем в этом становится поддержка и полное взаимопонимание близких. Лариса Альфредовна сама из педагогической династии. Ее мама – Людмила Михайловна Норокшонова, проработала в сфере образования более 40 лет учителем начальных классов, была награждена знаком «Отличник народного просвещения». Она тоже выросла в семье педагогов. Тетя и дядя Людмилы Михайловны преподавали русский язык, литературу и математику. О династии Л. А. Иващенко написано даже в альбоме-альманахе «Педагогические династии – золотой фонд Омского Прииртышья».

Наверное, поэтому у Ларисы Альфредовны никогда не было сомнений по поводу того, кем бы ей хотелось стать. С самого раннего детства она уже знала, что хочет быть учителем, и ни разу не пожалела об этом. Ведь ученики ее только вдохновляют и заряжают энергией. Вслед за мамой она пришла работать в Красноярскую школу, мама же стала и первым ее наставником.

Муж, Андрей Валерьевич Иващенко, тоже всецело поддерживает и помогает, особенно в оформлении технических моментов тех же самых презентаций. Ведь он тоже педагог – преподает в Красноярской школе физику и информатику. Андрей Валерьевич снимает уроки и мастер-классы Ларисы Альфредовны, выступления ее учеников, затем монтирует видеофильмы для различных конкурсов.

Специально, чтобы поддержать супругу, взял в счет отпуска пару недель и поехал вместе с ней в Москву, и его поддержка оказалась очень кстати.

Дочь Виктория получила профессию «инженер-дизайнер информационных технологий», но попробовала себя и в качестве педагога. Работала воспитателем в лесной школе, учителем информатики в Красноярской СОШ и преподавателем информатики в Омском промышленно-экономическом колледже. Сейчас находится в декретном отпуске.

Общение с двухлетним внуком Мирославом помогает бабушке с дедушкой зарядиться положительной энергией, стать вместе с ним немного детьми, позабыв на время о школьных делах. А еще есть у Ларисы Альфредовны хобби и увлечения. Она очень любит рукодельничать, вышивать и вязать, увлекается алмазной мозаикой, любит читать и выращивать цветы в своем саду и, конечно же, путешествовать.

Особенно ей нравится посещать литературные места России. В Санкт-Петербурге она побывала в местах, связанных с Блоком, Ахматовой, Достоевским, Пушкиным и Некрасовым. С особенной теплотой вспоминает поездку в Пушкиногорье Псковской области, где некогда любил бывать А. С. Пушкин и где он похоронен. Из поездок привозит многочисленные фотографии и видео, из которых монтирует неповторимые уроки литературы. Их ученики Ларисы Альфредовны ждут с нетерпением. Московская поездка не стала исключением. Ведь, кроме новых впечатлений, учительница привезла и новые рассказы, новые методы и приемы, которые увидела на открытых уроках в московских школах.

А значит, увлеченный педагог вновь увидит горящие глаза своих воспитанников, которые будут вдохновлять её и дальше творить, искать, придумывать что-то новое, чтобы на уроках ребятам, да и ей самой, было всегда интересно.

Метки: ,




Наверх ↑

Выпуск: № 16 от 25.04.2024

  • Мы в социальных сетях