Земляки

Опубликовано Ноябрь 4th, 2023 | Редакция газеты

Самолеты и судьба

Бывают судьбы ровненькие, словно написанные по линеечке. Без неожиданностей и сюрпризов. Может, со стороны такая судьба и выглядит завидной, но не зря наши самые любимые истории – те, где по дороге к счастливому финалу героев ждут трагедии, приключения, чудеса и прочие внезапные повороты сюжета.

Такая вот история и у нашего героя – Станислава Вячеславовича Пилото.

Где-то очень далеко от нас, когда-то очень давно на базе Одесской школы пилотов был создан 716 смешанный учебный авиационный полк 82‑го военного авиационного училища летчиков Военно-Воздушных Сил 73‑й Воздушной армии Туркестанского военного округа, эвакуированной в самом начале Великой Отечественной войны в Самарканд, а затем во Фрунзе, где было образовано Фрунзенское военное училище летчиков.

В начале 1958 года в связи с расширением выполняемых задач было принято решение о создании в городе Токмаке авиационной эскадрильи в составе 4‑х звеньев для обучения иностранных слушателей по профилю фронтовой бомбардировочной авиации на реактивных самолетах Ил‑28 на базе Омского авиационного училища летчиков и Челябинского авиационного училища штурманов авиации дальнего действия.

Именно с этой эскадрильей в городе Токмаке, что в Киргизии, связана жизнь военного лётчика Алексея Яковлевича Алексеева, его дочери Ирины, работавшей официанткой в столовой аэродрома, и его внука Станислава, для которого дед был примером всегда и во всем.

Для Станислава никогда не было вопроса: «Кем стать?» Как кем? Когда кругом тебя с детства самолёты, разговоры о самолётах, запахи аэродрома, звуки взлётов и посадок. Конечно, лётчиком. Только лётчиком. Несмотря на то что было в их семье ещё одно страстное увлечение – музыка. Ирина Алексеевна была по образованию музыкантом, прекрасно пела и играла на аккордеоне, была солисткой ансамбля «Голубые крылья», который скрашивал досуг летчиков эскадрильи.

Ну а сыну по наследству достались и музыкальный слух, и прекрасный голос. Петь он начал еще в детском саду, гитару освоил в десятилетнем возрасте, а в шестнадцать лет организовал свой вокально-инструментальный ансамбль при воинской части, где был и солистом, и музыкантом, и организатором, и идейным вдохновителем.

Конечно же, увлекался авиамоделизмом. Конечно, занимался парашютным спортом. А почему не прыгать, когда кругом одни летающие самолёты? Кстати, всего у Станислава Вячеславовича 287 прыжков с парашютом!

А вот в небо на самолёте он самостоятельно поднялся в Омском учебном авиационном центре, откуда и был призван в армию.

После армии поступил в военное авиационное летно-техническое училище. После его окончания летал на самолёте Л‑39 – чехословацком пилотажном самолете, пригодном для простого и сложного пилотажа. В Токмаке в составе наших экипажей готовили летный состав иностранных армий. Это была очень трудная работа. В советских училищах такие задачи не выполнялись: приходилось самим учиться и других учить. Осваивали полеты и днем, и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, полеты на малых и предельно малых высотах в горной местности.

При благоприятных погодных условиях летали в основном иностранные слушатели, а при сложных метеоусловиях летали наши летчики – инструкторы, которые повышали свое мастерство.

Токмакский гарнизон был лучшим гарнизоном в 73-й Воздушной армии ТуркВО и за безаварийную летную работу был награжден Ленинским юбилейным почетным знаком.

К сожалению, история этого прекрасного гарнизона закончилась с распадом Советского Союза. Части расформировывались, топлива не было, самолёты за долги отдавались то в Узбекистан, то в Прибалтику, лётчики месяцами не поднимались в воздух.

Позже отдельная эскадрилья сократилась до авиационной комендатуры, затем до авиационной базы хранения. Последний самолет взлетел с аэродрома Токмак в конце мая 1999 года. В 2002 году войсковая часть и вовсе прекратила свое существование. Все, кто преданно служил великой стране, оказались никому не нужны.

Станислав, который к тому времени женился, искал способы прокормить семью. Как человек, хорошо разбирающийся в любой технике, пришел более 20 лет назад в автосервис. Занялся ремонтом и покраской автомобилей, в которых все было прекрасно, кроме одного – они не летали. В 2008 году, увозя семью в безопасное место, обосновался в Саду Комиссарова.

Теперь на первом месте у Станислава семья: дом, жена, дети. Его знают как ответственного, надежного человека, которого не оставляют равнодушным проблемы окружающих.

Когда судьба наносит страшные удары, никто не осудит человека за слабость. Но человек, не отчаявшийся и не опустивший рук, вызывает лишь уважение и восхищение и уже самим фактом своего существования подаёт нам пример.

Елена Клименко

Метки:




Наверх ↑

Выпуск: № 18 от 09.05.2024

  • Мы в социальных сетях