Опубликовано 23 мая 2019 | Редакция газеты
Олег Антонов: «Семейный туризм — это идеальная форма туризма»
В апреле на областном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» наш земляк, педагог Центра развития творчества детей и юношества «Ровесник» Омского района Олег Антонов занял 3 место.
В конкурсе приняли участие 39 педагогов допобразования из 22 районов Омской области. Олег Владимирович достойно прошел все этапы профессионального состязания, и всё потому, что ему и не привыкать участвовать в конкурсной борьбе. Он уже побеждал на муниципальных этапах конкурса «Педагог года». В 2012 году как учитель физкультуры Лузинской школы № 2 стал победителем областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» и получил главный приз регионального состязания — автомобиль. Участвовал во Всероссийском этапе конкурса «Учитель года России-2012».
И вот ещё один большой успех. Войдя в тройку призёров областного конкурса, но теперь уже не как учитель, а как педагог дополнительного образования, он ещё раз доказал профессионализм и актуальность своих педагогических инициатив.
Олег Антонов — человек широких интересов: учитель ОБЖ и физической культуры, педагог дополнительного образования и инструктор по туризму, а также психолог, музыкант, бард. С 18 лет стал водить группы детей в походы. С тех пор он и летом, и зимой показывает красоты нашей страны детям, желающим расширить свои представления об окружающем мире. Юные путешественники вместе со своим наставником посетили Горный Алтай и Южный Урал, Северный Байкал и Кузнецкий Алатау, сплавлялись по реке Чусовой.
Корреспондент «Омского пригорода» побеседовала с Олегом Владимировичем Антоновым, а заодно и выяснила, как занятия туризмом развивают характер и формируют нестандартное мышление.
— Олег Владимирович, поздравляем вас с ещё одним успехом. Было сложно?
— Сложно было в 2012 году, а в этот раз было интересно. Соперники оказались достойные. Я видел всех конкурсантов и все их конкурсные мероприятия. Вот этим и было интересно. А всё остальное привычно. Жюри оценивало дополнительную общеобразовательную программу и видеоматериал «Визитная карточка», презентацию «Мое педагогическое послание профессиональному сообществу» и открытое занятие с самоанализом. А в финале мы давали мастер-класс и участвовали в дискуссии. И уже по итогам всех этапов выявлялись победители.
— Что нужно педагогу для того, чтобы работать по предложенной вами программе развития у детей нестандартного мышления?
— Желание. Нужно просто по-другому взглянуть на некоторые вещи. У нас на занятии в ход идут разные предметы. Например, коробка от «Роллтона», скотч, туалетная бумага, обрывки газет, карандаши, ручки. Причём мы используем всё это не по назначению, нестандартно. Обычная картонная коробка – хорошая вещь, она очень многообразна, и её можно применять не только как упаковочный материал. На уроке физкультуры её можно использовать в качестве степ-площадки для развития координации и выносливости. На ней можно разные упражнения делать. А на уроке физики она пригодится при изучении пространственно-временных характеристик предмета. А, например, из мусорного мешка, газет и листьев можно сделать волейбольный мяч. Но для этого нужно подумать и соединить в одно целое три вещи.
Кто открытия-то совершает? Люди с нестандартным мышлением. Для того чтобы связать яблоко и закон всемирного тяготения, нужно быть Ньютоном. Многие видели падающее яблоко, но они же не сформулировали этот закон.
В путешествиях ребёнок учится в трудных ситуациях искать оптимальное решение или решение, которое принесёт наименьшие потери. Всегда можно найти какие-то варианты. И вот здесь ребёнку пригодится нестандартное мышление.
— Каким было ваше послание профессиональному сообществу?
— Я призывал, чтобы люди занимались туризмом.
— Почему вы так ратуете за туризм?
— Потому что это лучшее средство воспитания не только детей, но и взрослых. Надо выходить из зоны комфорта, тогда жизнь ярче будет. Нужно всех отвезти в горы. Там сразу видно: кто есть кто. В походе люди раскрываются, становятся настоящими. Преодоление трудностей развивает характер. А трудностей в походе достаточно как физических, так и интеллектуальных. Поэтому надо всем ходить в поход. Даже десятидневное путешествие меняет ребёнка. Простые жизненные навыки очень легко осваиваются в походе. Например, если ребёнок подошёл за обедом с грязной посудой, то он еду просто не получит до тех пор, пока свою тарелку не вымоет. В следующий раз подойдёт с чистой.
Кстати, иногда после похода меня мамы спрашивают, как я кашу рисовую готовлю, а то ребёнок в походе кашу ест, а дома отказывается.
— И как же вы её готовите? Поделитесь рецептом.
— В первую очередь, должна быть вода из горной речки и дым от костра. И потом, мы же её на сгущённом молоке варим, а оно придаёт совсем другой вкус.
— А дети понимают, какой подарок вы им делаете, ведя в горы?
— Конечно. Вы видели когда-нибудь двадцать молчащих детей? А я видел. На Алтае знаю один перевал высоко в горах. Поднимаешься на него, а там — снежные вершины и звёзды. Дети, когда видят это, сразу затихают. Молчат. Задумываются о чём-то своём. Эта тишина означает, что на 10-12-летних ребят это зрелище произвело очень сильное впечатление.
— А вы говорите с ними в атмосфере походной романтики на какие-то личные, значимые для них темы?
—Вечерние беседы у костра обязательны. И на переходах дети начинают рассказывать о своём, чтобы отвлечься от физической нагрузки, тяжело ведь идти с рюкзаком. Иногда ребята затрагивают даже не свои личные проблемы, а какие-то глобальные. Спрашивают о политической ситуации в мире, об образовании, о выборе профессии.
Я играю на гитаре, пою песни. Как-то три непогожих дня сидели под пологом и за это время выучили пионерские песни, которые дети и не знали. Обо многом поговорили. Ещё как-то в походе выучили песню на стихи Есенина. А потом на уроке литературы девчонки рассказали слова этой песни как стихотворение. Иногда читаем книги прямо в палатке ночью с фонариком. Мои дети в курсе ОБЖ писали сочинение по рассказу Джека Лондона «Жажда жизни». Эта книга заставила и меня о многом задуматься. Я её всем рекомендую. Ещё советую познакомиться с книгой Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
Иногда в путешествиях встречаются люди, которые оказывают на нас очень сильное воздействие. Довольно часто с нами в походы ходил микробиолог, шотландец, профессор Эдинбургского университета. И после общения с ним двое ребят стали переводчиками. На сплаве по реке Чусовой мы как-то ночевали в том месте, где в своё время Ермак зимовал. Профессор педагогического университета рассказывал там ребятам о Ермаке. Практически это был урок истории, только проходил он на месте реальных событий под открытым небом, у костра и длился до двух ночи. Уверен, что дети о Ермаке здесь почерпнули гораздо больше информации, чем если бы прослушали то же самое за партами в классе.
— Впереди лето, начинается туристический сезон. Что бы вы посоветовали родителям, желающим путешествовать вместе со своими детьми? Какие направления бы порекомендовали?
— Семейный туризм – это идеальная форма туризма. Все семьи разные, смотря кому что интересно. В нашем регионе, например, есть интересные места. Мы со своей семьёй на автомобиле посещаем районные центры Омской области. Съездили в Тару, Большеречье.
Думаю, что можно было бы для начала сходить и в «несерьёзный» поход на Алтай, Южный Урал, где всё сто раз исхожено, маршруты прописаны, куча народу, хорошая мобильная связь. И не надо самим ничего придумывать, надо просто идти по готовому маршруту.
Но ещё лучше попроситься в группу к опытному руководителю, потому что поход с детьми имеет свои особенности. Ну и важно собрать информацию о руководителе, узнать о нём, где получал образование, в какие походы ходил. К сожалению, на сегодняшний день утеряна система подготовки квалифицированных туристических кадров. А ведь во многом именно от руководителя зависит успех путешествия.
— Каждому ребёнку показан туризм или некоторым лучше не ходить в поход?
— Туризм показан всем, но с определёнными ограничениями. Есть идея, которую я, наверное, реализую. Хочу организовать туристический параслёт. Такой опыт есть в Новосибирской области. В их слёте для людей с ограниченными возможностями участвуют в том числе и колясочники. Им даются определённые посильные задания, которые те выполняют. Я как-то водил группу сердечников в горы. Правда, с нами всегда был медик, но мы прошли маршрут.
— Вы берёте на себя огромную ответственность. Как же вы решаетесь так рисковать?
—Банально, но кто, если не я? Ну просидят эти дети дома всю жизнь и ничего не увидят. А для чего я работаю? Я себе этот вопрос много раз задавал, но ответа так и не нашёл. Может, почему? Потому что мне всё это нравится. Когда-то мы водили в походы детей из малообеспеченных семей. У нас в группе были такие ребята, которые только в походе и почувствовали себя спокойно. Ну, хотя бы что-то у них в памяти светлое осталось. Они поймут, что есть и другая жизнь. А кто её им ещё покажет, кроме нас? Наверное, сущность педагогики в этом и заключается.
По ответственности ни один сложный поход со взрослыми не сравнится с лёгким походом с детьми. Я ходил в походы четвёртой категории сложности со взрослыми и первой категории сложности с детьми. В первом случае я отвечаю только за себя, а во втором – за двадцать душ, поэтому ощущения совсем другие. На сложных маршрутах пытался себя загонять, чтобы найти предел возможностей. Хотя физически я ещё могу многое преодолеть, но уже не буду. А с детьми я ещё поработаю.
фотографии из личного архива О.В. Антонова