Образование

Опубликовано Октябрь 28th, 2022 | Александра Клименко

0

Нужно любить и чувствовать детей

Почётный знак «За верность профессии» был вручён на районном праздновании Дня учителя 6 октября учителю русского языка и литературы Сибирской школы № 1 посёлка Ростовка Татьяне Викторовне Ращупкиной.

Заслуженный филолог, первая в Омском районе получила новую награду, учреждённую за многолетнюю работу в сфере образования. Мы побеседовали с Татьяной Викторовной о том, зачем выросшие ученики возвращаются в школу, какими поэтами зачитываются подростки и как десантируются педагоги.

Татьяна Викторовна, поздравляем вас с почётной наградой! Что значит для вас получение знака «За верность профессии»?

– Если честно, награда вызывает у меня двоякие чувства. С одной стороны, это чувства приятные. Я горжусь признанием – не зря столько лет проработала! А с другой стороны, мысли о времени навевают лёгкую грусть. Всё-таки большая часть профессионального пути уже пройдена, задумываешься о том, что готовит будущее. И сразу вспоминается, сколько было выпусков, сколько ребят прошло передо мной за все эти годы, захлёстывает ностальгия.

Как вы приняли решение стать учителем?

– Самостоятельно. Уже в восьмом классе я осознала, что мне нравится выходить к доске не ради отличных оценок, мне нравилось именно рассказывать и объяснять. В школе часто просили помогать отстающим ученикам, и я с охотой вызывалась. Даже в свободное время, играя на улице, я много возилась с младшими детьми.

– Есть ли у современных детей интерес к русскому языку и литературе?

– Нельзя сказать, чтобы интерес к родному языку у школьников утерян. Он переформатировался. Например, для школьных исследовательских проектов они охотно выбирают близкие для себя темы – берутся за изучение новых слов в русском языке или историю фамилий. Уже сейчас некоторые старшеклассники выбрали для работы над проектами русский язык и литературу, с удовольствием проводят исследования. Раньше ребята чаще выбирали анализ художественных текстов, теперь предпочитают лингвистику.

– Чем отличаются разные поколения детей?

– Дети каждый раз совершенно новые. Сейчас я выпустила одиннадцатый класс и снова взяла пятый. Даже каждый новый пятый класс будет сильно отличаться от предыдущего. На это влияет много факторов, и смена поколений лишь один из них.

У каждого поколения детей – свои условия жизни, своё окружение. И если применять только стандартные техники, не пытаться добавить в каждый урок изюминку, то, конечно, дети заскучают. Надо совершенствоваться, надо идти в ногу со временем. Я всегда старалась по мере возможности применять новые технологии в работе. А в период дистанционного обучения без них было не обойтись. Мы и мессенджер использовали, и сайт «Учи.ру», и многие другие платформы. Принимая решение, с чем работать, нужно иметь в виду, что дети сейчас не столько «компьютерные», сколько «телефонные».

Педагоги, конечно, переживали, какое влияние окажет дистант на учеников, как сдадут ЕГЭ ребята, не сдававшие ОГЭ. Не так уж страшно всё оказалось: в нашей школе русский сдали хорошо и даже отлично.

– Но вы и для преподавания литературы находите интересные подходы. Например, ваш учебный проект для одиннадцатого класса «Не допусти, Господь, чтоб это было снова» помогает детям изучать творчество не самого простого автора – Александра Солженицына.

– Да, это наш совместный проект с другой учительницей русского языка и литературы Сибирской школы № 1 Ольгой Петровной Ганилес. Кроме того, при его создании помогал преподаватель истории. Проект используется в работе до сих пор.

Я считаю, что «Архипелаг ГУЛАГ» остаётся актуален во все времена. В нашем проекте учащиеся делятся на группы, которые проводят исследования, а потом делятся результатами работы со всем классом. «Историки» помогают погрузиться в контекст эпохи. «Математики» знакомят с беспристрастными и оттого ещё более страшными статистическими материалами. «Географы» показывают, где располагался Архипелаг, «Литераторы» рассказывают о тех, кто становился его жертвами. Пока были живы дети репрессированных, «краеведы» беседовали, записывали с ними интервью. Сейчас мы используем эти материалы в работе.

К любому произведению можно придумать интересный подход. Например, на уроке, посвящённом изучению повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой», класс делим на две группы: условных защитников прогресса и защитников деревни. Ребята обсуждают, нужен ли нам прогресс и какой ценой он достигается.

Я очень люблю такие уроки, беседы и диспуты, очень интересно говорить с детьми, слушать их мнение. Дети не заинтересованы в том, чтобы их вызывали к доске и просили пересказать прочитанное.

Взять, скажем, «Отцы и дети» Тургенева. Преподаём роман, кажется, сто лет, всё про него известно. Но каждому новому классу я говорю, чтобы они примеряли произведение на себя. И в каждом новом классе начинается совершенно уникальное обсуждение. Разве это не прекрасно?

– Значит, современному поколению всё-таки нужна литература в школьной программе?

– Я не представляю школу без литературы. Это урок жизни, урок мудрости. Литература учит и гуманности, и патриотизму, и любви, и хорошему отношению друг к другу. Без литературы невозможен никакой разговор о подлинных ценностях. Я не считаю, что тест может проверить знание литературы. Недавно в школу пришёл пакет с заданиями Всероссийской олимпиады по литературе. Мне радостно видеть, что основа заданий олимпиады – работа с текстом, направленная на то, чтобы учить детей мыслить. Пусть дети читают, понимают, чувствуют, пишут.

– А какая литература особенно близка современным читающим детям?

– На день самоуправления один десятиклассник провёл в моём классе интересный урок по Иосифу Бродскому. А до этого он мог цитировать Маяковского страницами. Есть ученик, который зачитывается Есениным. Ребята, которые принимают участие во Всероссийском конкурсе юных чтецов «Живая классика», особенно хорошо читают классическую прозу, военную прозу. Иногда выбор может быть неожиданным. Например, одна девочка – из благополучной семьи, надо сказать – очень тянется к литературе об отцах и матерях, интересно рассуждает на эту тему.

– А как относятся дети к произведениям обязательной школьной программы?

– Многое зависит от того, как преподнесет произведение учитель. Мне нравится программа по литературе под общей редакцией Веры Яновны Коровиной, она идеально подходит детям, подтверждено практикой. Нравилось, когда отдельными предметами шли родной язык и родная литература. Это позволяло затронуть, например, повесть Валентина Катаева «Сын полка», повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Я всё равно продолжаю изучать их с детьми, но уже в ходе внеурочной работы. Такие произведения и нужны, и близки детям.

На днях заходили выпускники, говорили, как им не хватает наших бесед. Ребята признаются, что вспоминают их в сложные моменты жизни, говорят, что хотелось бы собираться и разговаривать, как раньше. Значит, что-то было важное в тех беседах. Но это, наверное, не мой исключительный опыт, это знакомо любому преподавателю словесности в старших классах.

– Но работать над собой приходится не только школьникам, но и учителям. Вы ведь тоже постоянно совершенствуете своё мастерство?

– Если говорить о самом ярком опыте последних лет, то это участие в международном образовательном проекте по профессиональному развитию учителей и руководителей школ. С педагогами Омской области работали представители компании Educare International Consultancy из Сингапура. Сингапурская методика направлена на поощрение коллективной работы учеников и самостоятельное получение знаний, ориентирована на подготовку детей к практической деятельности и основана на комбинировании обучающих структур – принятых правил и форм работы на уроке. Я могу не только преподавать по сингапурской методике, но и обучать ей других учителей. В своё время мы объездили с тренингами всю область, посмотрели, как работают коллеги, показали себя. Скептикам стараемся объяснить, что это не принципиально новая концепция, что многие подходы и методы заимствованы у советской школы педагогики, основаны на трудах психолога Льва Выготского. Мне нравится применять эту систему в работе: она предлагает множество форм групповой работы, поощряет и детей, и педагога к творчеству. Дети спорят, решают проблемы, самостоятельно добывают знания.

Если говорить об отечественных методиках, то я отдаю предпочтение проблемно-диалогической технологии. Учитель не навязывает детям тему урока, а задаёт им вопросы, ведёт диалог, будит исследовательский интерес, а потом помогает им совершать открытия.

– Однако в учителях тоже кто-то должен поддерживать исследовательский азарт и помогать совершать педагогические открытия?

– Да, Сибирская школа № 1 постоянно движется вперёд, методически развивается. Елена Анатольевна Стоянова, наш директор, ещё в свою бытность учителем физики возглавляла педагогический десант Омского района, в нём участвовали четыре-пять педагогов из нашего коллектива. Сейчас постоянно работают стажерские площадки на базе Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». В пандемию мы регулярно проводили онлайн-мероприятия, сейчас люди снова приезжают к нам за опытом.

Мы рассказываем и о сингапурских методиках, и об использовании цифровых технологий, и о личных наработках. У нас даже самые молодые педагоги делятся своим опытом. Я тоже стараюсь держать планку, часто давала мастер-классы, неоднократно входила в состав педагогического десанта, наставничеством поддерживаю новых специалистов. В нашем коллективе много активных, талантливых, развивающихся учителей.

– Но как стать таким учителем? Какие советы вы бы дали молодым педагогам?

– Самое главное – нужно любить и чувствовать детей, тогда они потянутся навстречу. Нужно работать над собой: читать, заниматься самообразованием, думать, как лучше сделать свою работу. Если уж выбрал профессию учителя, то никогда не останавливайся на достигнутом.

Татьяна Викторовна Ращупкина окончила филологический факультет Омского государственного педагогического института имени Горького. Почти 40 лет проработала в Омском районе.
Победитель Всероссийского конкурса «Педагогическое мастерство». В 2013 году стала обладателем знака «Почётный работник общего образования РФ». В 2017 году занесена на муниципальную Доску почёта. В 2018 году получила почётное звание «Заслуженный работник образования Омской области».
Входит в состав жюри по проверке всероссийских олимпиад муниципального уровня по русскому языку и литературе, эксперт конкурсных материалов научно-практической конференции НОУ «Поиск».

Метки:




Комментарии закрыты.

Наверх ↑
  • Мы в социальных сетях

  • Выпуск: № 46 от 24.11.2022