Образование

Опубликовано Июнь 4th, 2023 | Редакция газеты

Настоящий мастер

Слушая историю жизни Александра Васильевича Алексеева, мастера производственного обучения БПОУ «Усть-Заостровский сельскохозяйственный техникум», невольно вспоминаешь слова апостола Павла из Послания к римлянам: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (11:33). Смысл этих слов в том, что человек не может познать и понять, как и почему те или иные вещи происходят в мире и даже в собственной жизни. Лишь Господь полностью знает свой замысел.

Более 40 лет назад юный спортсмен из обыкновенной рабоче-крестьянской семьи, проживавшей в посёлке Камышловском Любинского района, где располагалось учебное хозяйство Омского государственного ветеринарного института, даже предположить не мог, куда занесут его эти самые неисследимые пути. А мечтал, как и все мальчишки того оттепельного времени, если не о подвигах и славе, то обязательно о чём-то, имеющем смысл, вес и значение.

Школьная жизнь была насыщенной и интересной. Но первое место Саша Алексеев отдавал спорту. Умудрился заработать третий взрослый разряд по волейболу. Да и про всё остальное не забывал: бегал, прыгал, бросал, играл, – всего хотелось полной грудью!

Но о профессиональной спортивной карьере не думал. Когда пришло время выбирать профессию, выбрал то, что окружало с детства, что впитал с молоком матери, – служение земле. Как-то и сомнений особых не было, куда пойти учиться. Конечно, в сельскохозяйственный!

Получив диплом агронома, молодой специалист Алексеев был распределён в колхоз имени В. И. Ленина Называевского района, где активно включился не только в производство, но и в общественную жизнь, прежде всего спортивную.

В 1971 году на территории Называевского района прошел зимний «Праздник Севера» в рамках первой областной спартакиады «Королева спорта». Команда Называевского района вышла на третье место. И немалая заслуга была в этом просто фантастического энтузиаста Саши Алексеева, убеждающего, вдохновляющего, договаривающегося, везде успевающего, напористого, с горящими глазами. Он стал такой яркой и заметной фигурой после этой знаменательной для называевцев победы, что его забрали в городской спортивный комитет, хотя он и отработал в колхозе всего год.

Но, как это ни удивительно, спортивный комитет оказался гораздо дальше от спорта, чем представлял себе Саша. Быть спортивным чиновником ему не понравилось. Он вернулся в колхоз, но его место уже заняли: профессия агронома был популярной! Пришлось несостоявшемуся спортивному функционеру, а по совместительству ещё и молодому супругу, думать, как опять стать добытчиком для семьи. Выход из затруднительного положения предложил тесть, работавший в Усть-Заостровке: пригласил агрономом в сельскохозяйственное профтехучилище № 14.

Но переезд, пусть и в соседний район, все равно дело хлопотное. Пока семья Алексеевых переезжала, нашли ещё одного агронома для училища. Но бывший в те годы директором Геннадий Васильевич Скиба проницательно не захотел отпускать расстроившегося молодого специалиста и предложил ему остаться в учебном заведении мастером производственного обучения: «На тракторе ездить можешь? Значит, со всем справишься!». Вот так неожиданно для Александра Васильевича началась его педагогическая карьера.

Группа, в которую пришёл мастер Алексеев 28 мая, 37 лет назад, запомнилась не только потому, что она была первая, а ещё и потому, что большинство студентов были значительно старше преподавателя. Но, видимо, умудрённые жизнью студенты понимали, как непросто наставнику, и всячески его подбадривали: «Да ладно, не переживай, всё получится!». А ещё очень помогли и поддержали старшие товарищи-педагоги: Владимир Алексеевич Козельский, Александр Николаевич Королёв. Очень доброжелательно они делились с коллегой секретами мастерства, направляя и поддерживая, оказываясь рядом в трудную минуту, не давая разувериться в правильности сделанного выбора.

В сентябре Александр Васильевич набрал первокурсников. Времена для учебных заведений сельскохозяйственного профиля были благодатные: в училище набирали до 10 групп трактористов по 25 человек в каждой – и специальность была востребована, и в специалистах нуждались хозяйства Омской области. Студентами училища становились после 8 класса, учеба длилась 3 года. А были еще те, которые проходили годовые курсы!

В основном поступали по направлению от хозяйств. Это означало, что студента возьмут на практику, а после окончания учёбы – если выпускник захочет – его могли взять и на работу. Ещё хозяйства платили стипендию, причем неплохую – от 40 до 104 рублей. Стипендия – не только подспорье для студента и его семьи, но и хороший способ мотивации: за прогулы и неуспеваемость педагоги жаловались в бухгалтерию, которая сразу же приостанавливала выплату стипендии. Это очень дисциплинировало.

Шли годы, шла своим чередом жизнь. Страна переживала нелёгкие времена. Стабильная сельскохозяйственная отрасль испытала невероятный упадок, чтобы затем постепенно начать возрождаться.

Это возрождение в масштабах государства стало возможным, в том числе и благодаря таким профессионалам, как Александр Алексеев. Он остался преданным своему делу, сохранил секреты мастерства для новых поколений и сегодня идёт в ногу со временем.

Перед Александром Васильевичем прошли тысячи учеников. Уникальный опыт педагога позволяет проследить, как менялись лица поколений. Советские студенты мыслили уже как взрослые люди, понимали, что пришли получать рабочую профессию, которая будет их кормить и поможет служить стране. В общении они держались просто. Самым интересным в учёбе для них была работа с техникой: только бы поразбирать, только бы поездить!

Сегодняшние обучающиеся, с одной стороны, менее серьёзны и самостоятельны, с другой – обладают определёнными амбициями, требуют к себе особого отношения. Техника поначалу им не так уж интересна, представления о будущем – расплывчаты. Но у опытного педагога есть секреты и приёмы. Давить на современных детей бесполезно, но можно найти личный подход, воспитать ответственность и пробудить интерес к настоящему делу.

Постоянно повышая квалификацию, стремясь делать свою работу наилучшим образом, получил Александр Васильевич и педагогическое образование. Сейчас он готовит мастеров по ремонту и обслуживанию автомобилей, автомехаников и трактористов‑машинистов.

Особенно мастеру-наставнику нравилось участвовать со своими воспитанниками в региональных конкурсах механизаторов. С 1989 до 2005 года они проводились только в рамках учебных программ сельских профтехучилищ и только позднее возродились на областном уровне. Конкурсная борьба требовала тщательной подготовки, но юноши старались изо всех сил, подстёгиваемые желанием показать себя во всей красе и не подвести наставника. Азарт, напряжение – на пределе! Музей техникума хранит множество наград, заработанных учениками Александра Алексеева.

Сейчас порою тревога иногда берёт за сердце. Придёт ли достойная смена – и на поля, и в учебные мастерские? Но судьба самого Александра Васильевича доказывает, что пути Господни неисповедимы, и всё складывается к лучшему.

Елена КЛИМЕНКО

Метки:




Наверх ↑

Выпуск: № 15 от 18.04.2024

  • Мы в социальных сетях