Культура

Опубликовано Апрель 29th, 2021 | Татьяна Хорошун

0

Главное – желание петь

Если вы посещаете районные концерты, то наверняка слышали эти невероятные по энергетике детские голоса.  В этом году образцовому вокальному ансамблю «Конфетти» исполняется 15 лет. В честь юбилея 4 апреля в Сибирском РДК состоялся праздничный концерт, в котором выступили и сегодняшние участники коллектива, и его выпускники.

Вокальный ансамбль «Конфетти» звание «образцовый» получил  в 2014 году. Коллектив — постоянный участник и победитель мероприятий и конкурсов от районного до международного уровней. Обладатель пяти Гран-при муниципального детско-юношеского конкурса народной и эстрадной песни «Успех», диплома лауреата II степени областного детско-юношеского конкурса исполнителей эстрадной песни «Звонкие голоса», дипломов лауреата I степени IV и VI международных конкурсов «Музыка весны» (г. Астана), диплома лауреата II степени международного конкурса «Слияние культур» (г. Казань), диплома лауреата I степени V Международного конкурса-фестиваля «Astana Grand Festival» (г. Астана) и ещё ряда других значимых  наград.

Однако своим успехом коллектив обязан не только тщательно подобранному репертуару, вокальным данным юных певцов, но и кипучей энергии и педагогическому таланту его основателя и бессменного хормейстера — Гузалии Рамазановны Сайфуллиной. По итогам 2020 года Гузалия Рамазановна удостоена почётной награды ежегодной премии главы Омского района «За заслуги в развитии культуры на селе». Торжественное награждение состоялось в апреле 2021 года.

За 15 лет вокальную школу Сайфуллиной прошли сотни ребятишек. И сегодня в «Конфетти»  занимается почти шестьдесят мальчишек и девчонок разного возраста. В ансамбле три группы (младшая — 9-10 лет, средняя — 12-13 и старшая — 15-16). Кроме того, у «Конфетти» есть коллектив-спутник «Серпантин», который включает ещё две группы. В младшей занимаются 5-6-летние дети, в старшей – семилетние. Дополнительно действует ещё и студия эстрадного вокала.

В интервью газете «Омский пригород» Гузалия Рамазановна рассказала нам о том, как научить ребёнка петь, о своей работе и поездках коллектива в другие города.

— Гузалия Рамазановна, когда начались ваши занятия музыкой?

— Любовь к музыке проявилась ещё в детстве. Наша семья жила в Семипалатинске в Казахстане. Моя мама — воспитатель, папа — геолог. В шестилетнем возрасте меня отдали в музыкальную школу, где я занималась с удовольствием. Всему, чему я в ней обучалась, сразу старалась научить своих подружек. Пела в хоре. У меня был хороший педагог. Мы исполняли классический репертуар, акапельные вещи. Вот это привлекало. Я петь любила, но не солировала. Для этого нужна, как мне кажется, особая изюминка в голосе. После восьми лет обучения решила поступать в Семипалатинское училище на фортепианное отделение. По окончании училища могла преподавать и работать  концертмейстером. А высшее образование я получала уже в Усть-Каменогорском государственном университете как учитель музыки и пения.

— Как создавался ваш ансамбль?

— В 2006 году, когда пришла работать хормейстером в Сибирский дом культуры, стала набирать 5-6-летних ребятишек. Повезло, что вместе с моим сыном стали ходить на репетиции его друзья. С ними я и начала заниматься. Из двенадцати ребят восемь остались в коллективе до выпуска. И  эта команда уже пятнадцать лет идёт с нами плечом к плечу. А за это время у нас было уже три выпуска.

Для того чтобы избежать педагогических, да и других ошибок, я много занималась самообразованием. Читала специальную литературу, посещала семинары и мастер-классы. Мне хорошо помогала педагог по эстрадно-джазовому вокалу, солистка Омской филармонии Анна Шинковая.

— А сложно научить детей петь?

— Если музыкальные задатки есть, то научить ребёнка петь не сложно. Главное, чтобы у него был интерес к этому и желание научиться. Слух и голос можно развивать. Голос — это как музыкальный инструмент, его надо настроить. Именно это мы и делаем. Старание, усердие и система – это самое главное. Даже если у ребёнка что-то не получается, но он дисциплинированно посещает занятия, то со временем он научится держать ритм, уверенно вести мелодию, управлять эмоциями и создавать нужный образ. Он добьётся успеха.

С малышами занятия начинаем с разработки речевого аппарата.  Делаем специальные упражнения: надуваем щёчки, «чистим зубки», учим скороговорки. Мои дети знают более пятидесяти скороговорок! Уделяем внимание развитию дикции, ведь очень важно, чтобы слова песни звучали разборчиво.

Песни разучиваем на слух. Я играю мелодию на инструменте, а дети повторяют. Не у всех сразу хорошо получается, но мы репетируем до тех пор, пока не получим красивое звучание. С теми, кто интонирует чище, лучше держит свою партию, я разучиваю второй голос в многоголосных произведениях.

— Ваши воспитанники на сцене свободны и раскованны: поют, улыбаются, танцуют. Как вы этого достигли?

— Важно помочь ребенку творчески раскрыться, самовыразиться. Все дети раскрываются, только к каждому нужно найти свой подход. Они ведь настолько разные! Кто-то обидчивый, кто-то вспыльчивый, кто-то тихий и ранимый. И ты как психолог должен знать, как общаться с каждым. К кому-то надо построже, а кто-то понимает с полуслова.

А ещё на сцене в создании образа очень помогают сценические движения. К одним песням танцевальные элементы я придумываю сама, к другим — мне помогают хореографы. А недавно попробовали исполнять песни в виде инсценировки, получились почти мини-спектакли с реквизитом и костюмами. Дети не просто поют, а разыгрывают сюжет песни по ролям. Им очень нравятся такие произведения, они с удовольствием примеряют на себя разные роли. Вот так в игровой форме они учатся петь, двигаться, уверенно себя чувствовать на сцене.

— А как вы формируете репертуар?

— Мы стремимся разнообразить репертуар, насколько это возможно. Часто готовимся к разным тематическим мероприятиям, концертам, посвящённым праздничным и памятным датам. Исполняем песни, посвящённые патриотической теме, счастливому детству, любви к маме. Поём песни Владимира Шаинского, Давида Тухманова. Сейчас, надо сказать, появились достойные  детские песни современных авторов. Исполняем песни Александра Ермолова, Елены Плотниковой. Детям постарше уже хочется петь песни о любви. Стараемся идти в ногу со временем. Пробуем джаз.

Надо отметить, что в современных песнях по сравнению с песнями прошлых лет, поменялся ритм. Он стал более рваным, пунктирным, композиторы стали чаще использовать синкопы. Дети чувствуют, что меняется мир, меняется ритм, и это отражается в музыке.

—  «Конфетти» был лауреатом многих конкурсов, в том числе конкурсов, которые проходили в других городах. Как проходили эти поездки?

— Все поездки были яркими, незабываемыми. Мы с ребятами посетили пять городов: Новосибирск, Туапсе, Астану, Казань и Санкт-Петербург. В Астану ездили четыре раза с разными возрастными группами, в Казань — два раза тоже с разными группами.

Я очень признательна родителям наших детей, которые поддерживают наши путешествия. В поездках работаешь 24 часа. Это колоссальная ответственность. Во время конкурса иногда приходится отлучаться, в том числе по организационным вопросам. Поэтому всегда нас сопровождают два-три родителя, чтобы в моё отсутствие дети не оставались без присмотра.

Дети любят путешествовать, участвовать в конкурсах. Представьте, какую радость они испытывают от возможности увидеть новые места, найти новых друзей, а главное – показать все грани своего таланта! Новые впечатления сплачивают ребят. Дети и так-то дружат, а после поездок их водой не разольёшь. Мне важно, чтобы в коллективе атмосфера была здоровой.  Если дети понимают и поддерживают друг друга в жизни, то и на сцене их голоса сливаются и красиво звучат. К сожалению, в 2020 году из-за пандемии мы никуда не съездили. Будем надеяться, что поездки возобновятся.

— Вы берёте что-то на заметку из выступлений других конкурсантов?

— Обязательно во время конкурса стараюсь слушать выступления других участников. Туда приезжают коллективы со всей России, и какие-то их творческие находки потом стараюсь применить. Какие-то песни потом беру в репертуар. Кроме того, в рамках конкурсов проходят мастер-классы, круглые столы, встречи с профессионалами. Обучающий компонент очень сильный. Участие в таких мероприятиях даёт полезный опыт.

Кстати, отметила для себя, что вокальная школа Москвы и Санкт-Петербурга отличается от нашей, которой мы придерживаемся в Сибири. Московские и питерские конкурсанты поют на американский манер, у них более твёрдая атака, жёсткий, открытый звук. Многие участники  исполняют песни на английском языке. Услышать на конкурсе русскую или украинскую песни как вдохнуть глоток свежего воздуха.

— Вы управляете большим творческим коллективом. Как вам удаётся всех объединить?

— У нас тёплые взаимоотношения и у детей в ансамбле, и у их родителей. На базе «Конфетти» в 2009 году мы создали семейный клуб «Дочки-матери»,  и сейчас он объединяет порядка ста человек. С родителями мы постоянно общаемся. Проводим совместные чаепития. Вместе участвуем в акциях, субботниках, флеш-мобах, митингах, благотворительных пробегах. В 2015-м наш проект по организации работы с молодыми семьями даже стал лауреатом премии главы Омского района в сфере молодёжной политики.

Для того чтобы увлечь, везде и во всём нужно показывать личный пример. И на патриотическую акцию, и на марафон я пойду первая и буду в первых рядах. Моя активность заряжает других. Глядя на меня, и другие подтягиваются.

 

Мнение:

Анна Шинковая, лауреат международных и всероссийских конкурсов, солистка Омской государственной филармонии, преподаватель ООККиИ эстрадно-джазового вокала: 

— Всё, что знаю и умею, никогда не таю, тем более, если к моим советам прислушиваются. А в «Конфетти» меня слышат. У Гузалии Рамазановны хороший вкус, что отражается в репертуаре, манере исполнения ансамбля. Сайфуллина никогда не останавливается на достигнутом. Что-то привносит новое, современное. И все новшества опираются на классическую эстрадную школу.

А какие в ансамбле ребятишки замечательные! Светлые, чистые душой! Они хоть и дети, но уже сейчас поют и держатся на сцене вполне профессионально. Мне всегда очень приятно с ними работать.

Метки: ,




Комментарии закрыты.

Наверх ↑