Образование

Опубликовано Октябрь 26th, 2021 | Редакция газеты

Друг, помощник, консультант

Советник по воспитанию из Пушкино выступила на всероссийском форуме.

С 9 по 10 октября в Москве прошел I Всероссийский форум классных руководителей. Он собрал более тысячи участников из 85 регионов страны и города Байконур. Более 50 тыс. педагогов присоединились к мероприятию, онлайн-трансляции круглых столов и мероприятий форума собрали около трёх миллионов просмотров.

В составе делегации Омской области в работе форума приняли участие пять советников директоров по воспитанию и один муниципальный координатор проекта.
В рамках форума 9 октября состоялся круглый стол по вопросам инициативы введения ставок советников директоров школ по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. От лица советников проекта на мероприятии выступила с докладом Татьяна Владимировна Крючкова, советник по воспитанию, классный руководитель, педагог дополнительного образования Пушкинской школы Омского района. В своем докладе Татьяна Владимировна рассказала о первых итогах работы в качестве советника, о формах взаимодействия между советником и классными руководителями. Тать­яна Владимировна подчеркнула в своём выступлении, что «советник – это друг для детей, помощник для педагога и консультант для родителей».

Важен контакт

Участники круглого стола пришли к общему мнению, что советник – это специалист, который погружается в процессы и программы класса и школы, определяет всё хорошее, что в них уже есть, и придумывает, как можно сделать ещё лучше. Его задача – усилить интерес школьников к образовательному процессу и помочь найти общий язык с учителями и родителями. Советник даёт объективный взгляд на положение дел изнутри. Помогает учителям понять детей, их желания и проблемы.
В воспитательной работе важен контакт всех участников – директоров, классных руководителей, учителей-предметников, родителей и детей. Поэтому для советника важно полное погружение в школьную жизнь – нужно посещать классные часы, родительские собрания, внеурочные мероприятия. Советникам по воспитательной работе помогают региональные и муниципальные координаторы, которые отвечают за прямое взаимодействие с органами исполнительной власти на местах. Так специалисты получают поддержку не только от департаментов и министерств образования, но и от комитетов по молодёжной политике, спорта и остальных профильных органов.

Советник по воспитанию: новая должность

Отметим, что в 2020 году по инициативе президента РФ в федеральный закон «Об образовании» были внесены изменения, направленные на совершенствование системы воспитания в образовательных организациях. И с 1 января 2021 года в составе национального проекта «Образование» началась реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В Омской области в проект вошли 14 муниципальных районов, в том числе Омский и город Омск. В новом учебном году в 267 школах Омской области появилась новая должность – советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Именно эти люди станут наставниками для наших детей, смогут замотивировать их к образовательному процессу, выявить и поддержать способности и таланты, создать условия для успешной социализации ребёнка.

В Омском районе советники по воспитанию приступили к работе в 20 школах: Андреевской, Ачаирской, Горячеключевской, Дружинской, Иртышской, Красноярской, Лузинских № 1 и № 2, Магистральной, Морозовской, Надеждинской, Новоомской, Омской, Первомайской, Пушкинской, Розовской, Сибирских № 1 и № 2, Троицкой и Ульяновской.

В рамках реализации федерального проекта с целью совершенствования кадрового потенциала министерством просвещения РФ совместно с Российским движением школьников в январе–марте 2021 года был проведен Всероссийский конкурс «Навигаторы детства». Пилотными регионами в конкурсе стали 10 субъектов, в том числе и Омская область. Этот конкурс стал уникальной возможностью профессионального роста за счёт специальной образовательной программы. Проведение конкурса позволило не только отобрать кандидатов для школ-участников проекта, но и сформировать определенный кадровый резерв педагогов системы воспитания.
Наш Омский район продемонстрировал очень высокие результаты в этом конкурсе, и в рейтинге Омской области по среднему баллу участников занял 2 место, а по средневзвешенной оценке (учитывая большее количество участников от муниципалитета, чем в других районах) – 1 место. При этом особо почетно отметить, что по общему итогу среди 610 участников наш кандидат, а ныне советник по воспитанию Иртышской школы, занял 1 место в Омской области. Это говорит о первоначально высокой планке уровня подготовки наших советников.

«Артек» и КТД

Победители конкурсного отбора прошли обучение по программе повышения квалификации, которое завершилось в «Артеке». В программу вошёл очень полезный, практикоориентированный модуль под названием «Основы артековской педагогики», суть которой заключается в проведении мероприятий по методике КТД – коллективно-творческое дело. КТД – это форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений. При этом вожатые действуют, как старшие помощники и наставники детей. Так что советники знают принципы этой методики, понимают её суть, необходимо только дать им возможность попробовать реализовать её на практике в образовательном учреждении.
В проекте, помимо советников, появились муниципальные координаторы – в Омском районе это Екатерина Сергеевна Смирнова, и специалисты ресурсного центра. Все сотрудники трудоустроены по основному месту работы или на условиях внешнего совместительства в ФГБУ «Росдетцентр», г. Москва.
Управление проектом на уровне региона можно разделить на три уровня: региональный, муниципальный и уровень образовательной организации. Сквозь все уровни прослеживаются вертикальные схемы подчинения. На региональном уровне управление проектом будет осуществляться рабочей группой, возглавляет которую заместитель министра образования Омской области.

Учитывать интересы и потребности

Советник – это специалист, который поможет директору «настроить» воспитательную работу в рамках рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы. Все мероприятия, которые будут проходить в школах, должны учитывать интересы и потребности детей и их родителей. Воспитательная работа должна строиться во взаимодействии с детскими общественными объединениями, классными руководителями, родителями. Конечно, в каждой школе уже наработан определенный опыт воспитательной работы, и одна из наших задач – выявить, проанализировать и распространить лучшие модели и практики.
Какие же результаты мы ожидаем получить от проекта по внедрению ставок советников? В первую очередь, это рост уровня вовлеченности детей в общественно полезную деятельность, адресное вовлечение трудных подростков и снижение подростковой преступности, увеличение числа детей-участников всероссийских конкурсов и проектов, вовлечение родителей в воспитательную работу. Это основные направления работы советника по воспитанию.

Е. С. Смирнова,
муниципальный координатор Омского района

Метки:




Наверх ↑

Выпуск: № 15 от 18.04.2024

  • Мы в социальных сетях