Социум

Опубликовано Июль 21st, 2023 | Редакция газеты

Опыт Робинзона, разделение труда и реклама блогера

Лузинские ребята изучают основы финансовой грамотности.

С приходом каникул в Лузинской модельной библиотеке стартовал финансовый лагерь для подростков. Уже месяц ребята изучают экономику от простого к сложному, от трат карманных денег до долгосрочного планирования.

Как правило, ученики 7–8 классов ещё не зарабатывают, но уже обладают финансовой свободой, распоряжаясь небольшими суммами. Многим из них скоро предстоит начать самостоятельную взрослую жизнь: искать источники дохода и учиться рационально распределять заработанное.

Финансовая грамотность особенно актуальна для этой возрастной группы. Ребята уже достаточно подросли, чтобы понимать, как работают экономические процессы, усваивать полезные уроки на будущее. Но они всё ещё сохраняют детскую импульсивность желаний, всё ещё уязвимы из-за отсутствия реальных представлений о рынке труда, бизнесе, обязательных расходах. В финансовом лагере ребятам предстоит усвоить немало сложных уроков. Чтобы подросткам было интересно, наши мероприятия проходят в игровой форме: это деловые игры, и станционные игры, и практикумы.

Станем Робинзоном

Начали мы с деловой игры «Приключения Робинзона». Каждая команда участников из трёх человек играла за героя, потерпевшего кораблекрушение на необитаемом острове. Задача каждой команды – помочь своему персонажу выжить, а для этого нужно обеспечивать его едой и водой, следить за его безопасностью, здоровьем и комфортом.

Игра постоянно заставляет игроков принимать решения, у которых могут быть долгосрочные последствия. Каждый бросок кубика определяет соотношение «погожих» и «непогожих» дней. Если стоит «хорошая» погода, то каждый Робинзон может отправиться на разрушенный корабль и забрать с него что-нибудь полезное: один день – один предмет. Можно взять саблю, пилу, аптечку, гвозди и молоток, книги и много всего другого! Но игровое назначение каждого предмета ведущий раскрывает не сразу. Ребята активно обсуждают общее решение, продумывают стратегии, высказывают догадки, каким образом можно использовать предметы, принесённые с корабля.

А если стоит «непогода», то для героев наступает время исследования и обустройства на острове.

И вот постепенно жизнь Робинзона входит в размеренное русло. Кто-то начал строить изгородь, кто-то копать колодец, а кому-то пришлось много охотиться, добывая пропитание. Но что за обучение планированию без неожиданных событий? Возвращаясь с очередной охоты, участники обнаружили у себя в лагерях аборигенов! От выбора, вставшего перед ребятами, зависело дальнейшее развитие сценария. Напасть на непрошеных гостей? Ждать, пока они уйдут? Или попытаться наладить контакт?

Радует, что все команды единодушно решили не проявлять агрессию. Все дружелюбные Робинзоны в следующий ход получили возможность торговли с аборигенами. Кроме того, игроки узнали, что местные жители могут помогать им в строительстве, научить выращивать овощи, собирать лекарственные травы или выращивать коз.

Игра продолжала подкидывать островитянам сюрпризы. Начинаются нападения диких зверей на лагерь – игроки рискуют остаться без запасов. Непредсказуемой игру делает бросок кубика – какие случайные события, хорошие или плохие, произойдут с нашими героями?

Детей охватил азарт. Нужно разбить огород и построить хлев, тогда будет хватать еды. Кто-то приручил собаку – она охраняет лагерь, но её тоже надо кормить. Многие старались соблюдать баланс в выборе действий, хотя это очень нелегко, как и в жизни. Дней «непогоды» не так много, а надо и жилище построить, и колодец необходим, а изгородь даёт защиту от диких зверей…

Участники, да и ведущие, получили массу положительных эмоций. Многие захотели принять участие в «Приключениях Робинзона» ещё раз.

После объявления результатов игры была проведена рефлексия. Все участники на первое место для себя поставили потребность в безопасности, затем в еде и воде, и только на четвертое-пятое место – комфорт!

Осваиваем производство

А вот во время деловой игры «Производство учебников» подростки смогли почувствовать себя сначала ремесленниками, а затем работниками мануфактуры. На первом этапе ребята самостоятельно изготавливали книгу. Каждый участник выполнял все этапы – от сгибания листа бумаги до нумерации страниц. Обе команды сдали по 4 учебника и по одной книге с браком – за каждый бракованный учебник команде начисляется штраф в 100 рублей.

На втором этапе ведущая рассказала о возможности разделения труда. Капитаны команд распределили обязанности, получили от ведущего материалы и сырьё и приступили к изготовлению учебников по финансовой грамотности. В этом деле необходимо оставаться очень внимательным – на обложке учебника надо правильно написать название, внутри пронумеровать страницы, а на обратной стороне указать название издательства. Если какой-то элемент будет не на месте, руководитель издательства обязан сдать этот экземпляр как брак. В этой ситуации издательство несет расходы на производство учебника, а прибыль не получает.

Результаты второго этапа поразили – каждая команда произвела за 14 минут 13 учебников! При разделении труда произошло увеличение производительности труда в три раза. При этом также по два учебника оказались с браком. Участники провели анализ работы и пришли к выводу, что надо расположить работников по порядку выполнения операций при производстве учебника.

Участники с ведущим рассмотрели основы разделения труда и специализации, их преимущества и недостатки. Научились находить способы по решению поставленных задач на производстве в рамках ограниченного времени. Все эти умения, использованные в игре, необходимы и в современных профессиях. Современный работник должен быть не только специалистом в своей области, но и уметь взаимодействовать с коллективом, совершенствовать как свои навыки, так и навыки коллег. Участники поняли, что главное – правильно распределить роли, и каждый должен работать на своём месте.

Как устоять перед рекламой?

Следующим мероприятием финансового лагеря стала станционная игра, посвящённая рекламе и развитию критического мышления.

Участники выполняли задания на четырех станциях: «Магазин техники», «Онлайн-заказ», «Стань блогером» и «Угадай рекламу», на которых познакомились с разными видами рекламы и используемыми в ней приемами и уловками.

Модератор на станции «Магазин техники» играл роль продавца-консультанта в магазине техники. Он должен был продать игрокам самую дорогую модель смартфона. Ребята же должны были выбрать наиболее подходящую под их требования модель и не поддаваться на рекламные уловки.

На станции «Онлайн-заказ» участники получили список продуктов, которые они должны приобрести в интернет-магазине, и доступную для покупки сумму денег. Задача – потратить на покупку как можно меньше денег (сэкономить) и не превысить выданную сумму. Выполнение этого задания заняло у ребят больше всего времени. Во время рефлексии участники рассказали, какими акциями они воспользовались, а какими – нет и почему, какие были использованы рекламные приемы (например, могут быть начислены дополнительные баллы).

На станции «Стань блогером» участники знакомились с явной и скрытой рекламой в блогах. Подрастающему поколению важно научиться критически воспринимать предлагаемую в блогах информацию. Каждый участник имел возможность попробовать себя в роли блогера и прорекламировать разные товары. Это помогло ребятам осознать мотивы и действия блогера, развить критическое мышление. Теперь они знают, что нужно делать, чтобы не стать жертвой рекламы.

Очень насыщенной и динамичной получилась деловая игра «Биржа труда». Цель мероприятия – формирование понимания важности квалифицированного труда для обеспечения собственных расходов. Участники выполняли задания на трёх станциях: «Работодатель», «Университет», «Магазин». На станции «Работодатель» в каждом раунде участники выполняли задания разного уровня сложности по разным профессиям. В самом начале команды выбрали профессии повара, врача, турагента, астронома, программиста, юриста. На станции «Университет» ребята проходили обучение, которое помогало им выполнить задание станции «Работодатель». А в «Магазине» участники совершали дополнительные и обязательные расходы для своего персонажа для повышения уровня насыщенности жизни. Например, можно было купить путевку в Европу, машину, ноутбук или смартфон и многое другое.

Ребята смогли почувствовать себя настоящими профессионалами, которые своим трудом зарабатывали на жизнь и на все свои желания.

Участники отметили, что зарабатывать деньги было дольше и сложнее, чем их тратить. Тем более что потратить их было на что, ведь в магазине столько соблазнов! Сложным для детей стало и переключение с режима тотальной экономии в первом раунде на понимание количества свободных денежных средств. Отметили они и то, что к расходам нужно относиться внимательно, тщательно их обдумывать, чтобы они не превысили доходы, чтобы не пришлось залезать в долги или кредиты. И, подводя итоги игры, школьники лишний раз подтвердили важную истину – обучение напрямую влияет на возможность выполнять более квалифицированную работу и, соответственно, получать больше денег.

Финансовый лагерь продолжает свою работу. Впереди нас ждут увлекательные мероприятия «Бизнес Глафиры», «Работа с 14 лет» и «Предпринимательство» и много новых открытий о себе и мире вокруг.

Мария УДАЛОВА

Метки: , ,




Наверх ↑

Выпуск: № 16 от 25.04.2024

  • Мы в социальных сетях