Ветераны

Опубликовано Апрель 23rd, 2020 | Редакция газеты

0

Записки солдата

Две судьбы из миллионов им подобных

Эти два материала были опубликованы в районной газете «Призыв» 25 лет назад, к 50-летию Великой Победы. Герои этих материалов тогда еще были в добром здравии, а потому сейчас особенно интересно читать, какой в их представлении и воспоминаниях осталась самая страшная из войн. Фронтовики рассказывают просто, даже как-то буднично о том, что сегодня для нас представляется за гранью человеческих возможностей в физическом, эмоциональном, психологическом смыслах. А ведь настоящие фронтовики такими на самом деле и были – настоящими героями на войне, настоящими людьми в послевоенной мирной жизни.


Переправа через Сож

Прислал их в редакцию газеты «Призыв» Степан Николаевич Мартынов, инвалид Великой Отечественной войны. Сейчас он является председателем совета ветеранов 362-й стрелковой дивизии, в состав которой входил отдельный саперный ордена Красной Звезды батальон. Дивизия была сформирована в Омске в 1941 году. В ней и батальоне служило много омичей. Среди них были представители и Омского района.

Когда дивизия вышла на реку Сож и сходу захватила плацдарм на противоположном берегу, сразу встал вопрос о наведении связи.

Плацдарм был небольшим – около двух с половиной километров по фронту и 800-1000 метров в глубину. Заболоченная пойма Сожа позволила копать окопы глубиной в 40-50 сантиметров. Приходилось удивляться, как только терпят пехотинцы такие условия.

Перед 653-м отдельным саперным батальоном была поставлена задача построить свайный мост через реку Сож с небольшой грузоподъемностью, чтобы в ночное время можно было накормить горячей пищей солдат, которые по существу день лежали в мокрых окопах, и подвезти боеприпасы.

Батальоном командовал Федор Дмитриевич Костенко, образованный, умный офицер. Солдаты его любили.

Берег наш был лесистым, и батальон приступил к  заготовке материала для моста. Мост нужен был срочно, а времени на войне всегда не хватало. Предстояло за минимально короткий срок заготовить элементы моста, чтобы перекрыть 82 метра реки, да еще подготовить подъездные пути. За светлое время суток, отдавая все силы, саперы трудились на заготовке, а ночью приступили к строительству моста. Сваю без стука не забьешь, да и вообще такую стройку «шепотом» не сделаешь.

Немцы, очевидно, не могли и подумать, что русские будут строить мост, который просматривается с их обороны простым глазом, да и для нас это было странным: плацдарм-то с ладошку. Но приказ есть приказ.

Несмотря на тяжелый физический труд, зачастую в воде, саперы за ночь мост сделать не успели. Они и днем продолжали начатое дело. В батальоне, в основном, — сибиряки. Под стать им был и командный состав.

Все они прошли Калининский фронт, бои за Орел, Людиново, Жуковку. Порядком понюхали пороху. Огнем их не испугаешь. Наверное, такая дерзость настолько удивила немцев, что пока саперы достраивали мост, со стороны врага не было ни одного выстрела. Когда мост был окончен, и саперы начали уходить, немцы открыли огонь, и, конечно, разбили его.

С темнотой саперы восстановили все (элементы моста были заготовлены). Но, вот беда. Когда начали переезжать кухни, шум их колес слышали и немцы, и мы. Они днем пристреляли мост, были по нему и в темноте, и небезрезультатно. И так три дня. Саперы строят, немцы разбивают. Батальон нес потери от внезапных ночных артналетов. Но мост не бросили. Солдаты предложили ночью устелить его соломой. Сделали. Когда ехали по мосту, колеса не тарахтели, и немцы не стреляли, а когда все перевезли, и транспорт возвратился назад, был приказ солдатам – инсценировать разбомбленный мост. Так он и простоял до самого прорыва обороны немцев. Саперы его каждую ночь собирали и разбирали.

Было это левее Пропойска (Славгород), который взяла наша 362-я дивизия. А мост сыграл большую роль. После прорыва через него шли все виды транспорта, кроме танков, для них рядом был построен более мощный мост. Но случилось это позже, когда дивизия ушла от Сожа далеко.

Метки:




Комментарии закрыты.

Наверх ↑
  • Мы в социальных сетях

  • Выпуск: №38 от 24.09.2020