Культура

Опубликовано Июль 1st, 2022 | Александра Клименко

«В жизни музыка повсюду»

Конец учебного года – волнительное и счастливое время подведения итогов не только для школьников и студентов, но и для педагогов. В апреле 2022 года Елена Владимировна Обухович, преподаватель высшей квалификационной категории по классу фортепиано Лузинского филиала Детской школы искусств Омского района, второй раз стала обладательницей премии главы Омского района «За заслуги в развитии культуры на селе»; первый раз премия была вручена ей в 2017 году.

Папка с грамотами и дипломами, полученными только за последние пять лет, весит почти пять килограммов. В классе фортепиано есть стена, увешанная дипломами Гран-при, есть стена, увешанная первыми местами, а если вешать дипломы за вторые и третьи места, то никаких стен не хватит.

Но с большей охотой Елена Владимировна, дважды героиня Доски почёта, трёхкратный лауреат Международного конкурса педагогического мастерства «Рождественский камертон», адресат многочисленных благодарственных министерских писем, показывает другое: фотографии и записи. Дети на занятиях и дети после занятий. Взволнованные и чрезвычайно серьёзные. Конкурсанты в белоснежных рубашках и бабочках и нарядных платьях и ученица, которая пришла в школу в кигуруми единорога. Полные концертные стадионы. Девушка с копной дредов и татуировками играет в четыре руки со школьницей: музыкант Екатерина Бардыш, известная под творческим псевдонимом Drummatix, навещает свой родной класс, свою младшую сестру, которая теперь тоже учится у Елены Владимировны.

А вот ролик с подростком, играющим в холле отеля в Таиланде:

— Казалось бы – каникулы, уехали, отдыхай! Нет, хлебом не корми, они везде найдут инструмент и играют, довольные! — и Елена Владимировна смеётся, тоже весьма довольная.

«Надо втянуть детей в диалог»

— Как, по вашему мнению, повлиял на детей, на сам процесс обучения и воспитания период долговременной изоляции в связи с пандемией, какие трудности возникали?

— Дети всегда остаются детьми, пандемия или нет. Просто нужно с ними работать. Конечно, были определённые сложности, например, с проведением конкурсов, — вживую это всё-таки совсем другие ощущения, особая энергетика. С другой стороны, очный конкурс – дорогое удовольствие. К тому же благодаря дистанционному формату мероприятий у меня скопилось множество записей моих воспитанников, это прекрасная память и для них, и для меня.

А так не больше и не меньше сложностей, чем обычно. Дети – это творческие личности. Задача учителя – найти их главный талант и помогать развиваться всесторонне, обеспечить богатым инструментарием для решения творческих задач. За все годы моей работы не было ни одного случая, чтоб я отказалась кого-то учить. Если ребёнок хочет заниматься музыкой, значит, какая-то искорка должна быть.

Есть, конечно, в преподавании и рутина, есть повседневные сложности. Например, не готов ребёнок к уроку – неприятно, что поделать. Но надо любить детей, относиться к ним с пониманием. Я глубоко убеждена, что настоящий педагог никогда не может позволить себе повысить на ребёнка голос. Я всегда работаю с детьми спокойно и терпеливо, вникаю в их жизнь и заботы.

А вообще, мне кажется, что у меня просто очень хорошие дети. Поэтому мы вместе справляемся с любыми трудностями.

— А как вы приняли решение связать свою судьбу с педагогической деятельностью?

— Я думала, что пришла поработать на полгода,  а осталась на тридцать три года; в этом году нашей школе исполняется тридцать пять лет, так что мы, считайте, целую жизнь провели вместе.

Хотя у меня были и предложения, и возможности сменить сферу деятельности, например, перейти в управленческий аппарат – я закончила Высшую профсоюзную школу культуры в Ленинграде, —  я так и не смогла отказаться от преподавания. Это сам по себе невероятно творческий процесс, абсолютно неповторимый и с огромной отдачей.

— Как меняются дети в ходе процесса изучения классической музыки? Насколько сложно она даётся современному поколению?

— Да, классическая музыка – сложный материал, но мы начинаем наш путь постепенно, с отдельных элементов. Знакомимся с полифонией и крупными формами, начиная с первого класса. Например, сонатины помогают понять детям принципы музыкальной композиции, а вариации — развивать творческое мышление, чувствовать и понимать процесс преображения темы.

Дети должны слушать Баха, Бетховена, Моцарта, должны быть окружены этим, питаться этим. Если мне нужны поддержка или утешение, я сама всегда обращаюсь к классике, потому что это мощный заряд духоподъёмной энергии. Я не против современной музыки, например, рэпа, но для себя я её не принимаю.

Изучение классики — это и общее культурное развитие. Где ещё дети познакомятся с историей музыки?  Школьные уроки предполагают базовое знакомство с жанровой системой, но в музыкальной школе дети получают возможность подробно исследовать жизнь и творчество каждого значимого композитора, каждый стиль, понять, о чём говорит музыка. Мы даём детям необходимые знания, чтобы слышать и понимать.

У нас есть отдельные занятия, где мы учимся слушать музыку, есть музыкальная литература, где дети, погружаясь в биографии композиторов и контекст эпохи, начинают по-новому воспринимать сами музыкальные произведения. Их поражает ранняя одарённость Моцарта, они сочувствуют глухоте Бетховена и начинают более лично воспринимать их музыку. Надо найти, на каком языке разговаривать с детьми, тогда они будут всё замечательно понимать. Главное – не навязывать, а втянуть в беседу, в диалог, задавать вопросы.

Дети, которые учатся в музыкальной школе, никогда не пойдут на улицу хулиганить, я никогда не слышала, чтоб они ругались. Это неизменная картина, поколение за поколением.

«Эта музыка так подходит осени»

— Мир музыки огромен и разнообразен. Как вы работаете с выбором композиций для конкурсных выступлений?

— Позвольте мне провести аналогию с выбором одежды. Бывает, смотришь —  красивое платье, на вешалке в магазине выглядит замечательно, но ты знаешь, что лично тебе оно будет не к лицу.

Музыкальное произведение может, скажем, формально подходить ребёнку по возрасту, соответствовать программе, технически он способен это сыграть – но не раскроется сам и не раскроет произведение. Не потому, что бесталанный или ленивый. Просто потому, что пока не готов.

У кого-то маленькая ручка – пока просто не дотянется до нужных клавиш, у кого-то тоненькие пальчики – не сможет пока взять большой звук. Зная эти особенности ребёнка, и подбираешь ему программу.

В этом году на районном конкурсе у меня выступал парень, которому я предложила авантюру. Сложное произведение, восемь страниц текста. Но для него подходило идеально. Договорились, что, если берётся, за два дня должен выучить половину наизусть. И выучил! И получил Гран-при. Вот это – настоящий итог работы. Когда ты видишь глаза детей, горящие творчеством, когда они радуются победам, кидаются тебя обнимать и целовать, понимаешь —  оно всё того стоило.

— А многие ли ваши ученики впоследствии связывают свою жизнь с музыкой?

— На самом деле, не очень многие. Профессиональным музыкантом стала моя ученица Екатерина Бардыш, она работала с известной группой «ГРОТ», сейчас идёт по собственному творческому пути. (Drummatix – одна из хедлайнеров фестиваля «Дикая мята-2022», наряду с такими музыкантами, как Владимир Шахрин и Гарик Сукачёв. – Прим.кор.). Когда она даёт интервью, то всегда упоминает наши уроки, мне, конечно, приятно. Я всегда её учила чувствовать музыку пальцами. Музыкант говорит с людьми пальцами, он должен хорошо понимать своё внутреннее состояние и уметь внятно донести его. Ни одной случайной ноты в музыке не должно быть, какой бы музыкальный стиль ты ни выбрал.

Другая студентка окончила консерваторию в Новосибирске, сейчас пишет диссертацию. Тоже интересный опыт.

Связать свою жизнь с музыкой – сложное, рискованное решение, не всегда оно сулит золотые горы. Но музыка остаётся в жизни человека, так или иначе, — музыка формирует и воспитывает вкус, помогает по-другому воспринимать мир, делает жизнь интересней. Например, идём мы осенним днём с учеником, совсем маленьким, а он говорит: «Помните произведение, которое мы играли? Эта музыка так подходит осени и листопаду».

Ученики развиваются многогранно, пробуют себя в разных ипостасях. Многие идут в музыкально-педагогические колледжи, в педагогические учебные заведения. У меня как раз две ученицы сейчас получают специальность учителя начальной школы. Это настоящий подарок для меня – такой сложный профессиональный выбор. Надеюсь, что наша учёба не только развивала их творчески и эстетически, но и позволила им проникнуться определёнными принципами педагогической работы, которые они теперь понесут дальше. Работа с детьми сложна сама по себе, а ведь кроме маленького ребёнка у тебя ещё его мамы-папы, бабушки-дедушки, к каждому нужен свой подход. Работа учителя всегда становится проще, когда ты открыто и регулярно общаешься с родителями, когда хорошо знаешь семейную ситуацию изнутри.

— Часто приходится слышать несчастливые воспоминания о музыкальных школах – амбиции родителей, моральное давление, скучные репетиции вместо прогулок и забав. Как с этим дело обстоит сейчас? 

— Мне кажется, сейчас уже никого не заставляют заниматься музыкой. Во всяком случае, у меня таких детей нет.

Были весенние каникулы – пожалуйста, отдыхайте, а дети сами звонят, просят, собираются. Я все каникулы работала, потому что дети хотели учиться.

Например, не так давно прошёл конкурс «Созвездие талантов». Из моего класса в двадцать человек я выставила пятнадцать, из них двое детишек — впервые на сцене. Получили два Гран-при, четырнадцать первых мест, десять вторых и четыре третьих. Я считаю, что это хороший результат. Такого нельзя было бы добиться, если бы мы с родителями детей просто заставляли.

«Я помогаю им блистать»

— А с какими сложностями сталкиваетесь в работе вы?

— Главная сложность – невозможность бросить. Сколько раз я обещала себе – доработаю год до конца и уйду. Но приходят новые дети, и у них так сияют глаза, и ты в них влюбляешься и продолжаешь работать. Честно говоря, нелегко бывает. Если у меня что-то не получается, я не раскисаю. Могу проявить эмоции, но на следующий день – стискиваю зубы и возвращаюсь к работе. Когда становится грустно, начинаю включать записи выступлений, слушаешь, смотришь и понимаешь – оно того стоит. Когда я сильно устаю после работы, я не сразу иду домой. Я остаюсь в школе и играю для себя. Музыка приносит очищение и покой, помогает расслабиться и переключиться.

— Оказывает ли государство необходимую поддержку?

— Думаю, достаточно будет сказать, что у нас в классе стоят два фортепиано Petrof, легендарная чешская марка. Несколько лет назад они стоили 350 тысяч, сейчас, думаю, стоят и больше. У нас хорошая школа, у нас идеальный класс в плане комплектования. Очень внимателен к нашим нуждам директор. Например, если необходимо, всегда заказывает минусовку, чтоб мы могли поиграть под оркестр.

— Каковы творческие запросы и интересы ваших учеников?

— Сейчас дети обожают джаз. Любят играть свинг, буги, блюз. Это не в ущерб программе, наоборот, такие музыкальные стили требуют отличного владения нотной грамотой, хорошей координации и мелкой моторики, умения быстро работать головой и строить аккорды.

Мы с одним семиклассником записали джазовую пьесу как раз под минусовку с оркестром: это для него первый такой опыт. Чистая энергичная мелодия, сильные пальцы, определённая манера игры – и всё сработало!

А вместе с другой своей ученицей мы выбрали для выступления «Ноктюрн» Арно Бабаджаняна – девочка такая нежная, такая ласковая, как котёночек, и руки у неё тоже маленькие и нежные, и она представила эту мелодию совершенно по-особенному.

Возвращаясь к нашей аналогии: бывает, что полный гардероб одежды, а носим мы одно-два платья, потому что они самые любимые, самые родные. Я наблюдаю за тем, что нравится детям, а потом помогаю ученикам выбрать наряд, в котором они будут блистать.

«Мы рождаемся – и уже поём»

— А часто ли дети начинают сами сочинять музыку?

— Очень часто! И когда к тебе ребёнок приходит на урок и говорит: «Я написал песенку», никогда нельзя говорить, что это не песенка. Похвали за то, что получилось, похвали за то, что сделал, а если что-то не вполне идеально, то не надо критиковать, лучше подскажи. Помоги придумывать слова. Напомни ребёнку то, что он выучил и знает: если уж выбрал размер произведения, скажем, две четверти, – то расставь такты, сохраняй ритм.

Творчество детей не ограничивается музыкой. У нас в классе есть целый уголок с картинами, рисуют очень многие. Думаю, влияет то, что мы всегда на занятиях обсуждаем, как дети себе представляют то, что играют. Одна девочка написала настоящую большую картину по «Волшебному озеру» Андрея Лядова: синяя спокойная гладь, магическая атмосфера.

Ребятишки находят интересные камни и разрисовывают. Одна наша девочка очень красиво из бисера плела и сплела целое дерево, а листочки сделали бумажные и написали на каждом что-то хорошее для меня. Когда мы играли произведение «Цветок и бабочка», она и эти образы тоже сплела из бисера.

Музыка сама по себе не существует, она связана с другими видами искусства. У меня много детей, которые ходят на хореографию, на вокал, на хоровое пение, многие параллельно занимаются в художественной школе.

Мы принимаем участие в конкурсе «Музыканты рисуют», который проводится в рамках открытого областного детско-юношеского фестиваля искусств «Либеровская весна». На первый тур присылается картина, вдохновлённая музыкальным произведением, а во втором очном туре, в музее, дети играют на фоне собственной картины.

— Вот уже второй раз ваши труды отмечены наградой главы Омского района «За заслуги в развитии культуры на селе». Не могли бы вы рассказать об особенностях работы по развитию и продвижению культуры на селе?

— Меня много раз спрашивали, что я делаю в Лузино. Я всегда отвечала: «И в деревнях живут талантливые люди». Совершенно неправильно разделять город и деревню. Мы очень часто приезжаем на конкурсы городских школ, в Омское музыкальное училище им. Виссариона Шебалина. Я могу совершенно объективно сказать: деревенские дети не уступают по уровню подготовки.

Может быть, наблюдается некоторая разница на начальных этапах обучения, потому что в городских школах более строгий отбор, а мы берём всех желающих. Если есть что-то, за что можно зацепиться, мы берём ребёнка – пусть у него только ритм хороший, пусть голос хороший, ничего, возьмём, выучим.

Одно дело, когда ты идёшь на работу, потому что надо, ради выживания, а другое, когда ты идёшь по любви. Не всё в жизни меряется деньгами. Конечно же, я не против, чтобы сферу культуры больше стимулировали, но ведь не это главное.

В любой момент, повсюду в нашей жизни присутствует музыка, любое событие – это музыка. Мы рождаемся – и мы уже сами поём, и все вокруг танцуют и поют. Любовь и смерть, радость и печаль — музыка везде сопровождает человека. Большое счастье – учить это слышать и понимать.

Метки: ,




Наверх ↑

Выпуск: № 16 от 25.04.2024

  • Мы в социальных сетях