Образование

Опубликовано Август 18th, 2021 | Редакция газеты

В школу как на праздник

Накануне нового учебного года мы вновь даем советы родителям будущих первоклассников, как правильно подготовить к школе ребенка и самих себя, как правильно встретить 1 сентября и помочь ребенку адаптироваться в первом классе.

Вот и настал тот момент, когда ваш малыш больше не дошколенок и уже совсем скоро ему в первый раз предстоит перешагнуть школьный порог. Волнуются бабушки и дедушки, мамы и папы, но больше всего взволнован малыш.

Многие родители задаются вопросами, как понять, готов ли ребенок к школе и не рано ли его отдавать в первый класс. Понятие «готовности к школе» предполагает определенную степень зрелость всего организма и нервной системы к повышенным умственным и физическим нагрузкам.

Психологи выделяют следующие стороны общей готовности к школе: физическая, интеллектуальная и личностная.

Самим родителям сложно определить это. Как отмечают психологи, важно, чтобы ребенок хотел идти в школу, понимал важность и необходимость учебы, признавал авторитет взрослых, умел внимательно слушать и выполнять задания, которые ему дают.

Как правило, к школе ребенок должен:
• Знать свои имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.
• Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.
• Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.
• Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов.
• Уметь сравнивать группы предметов – больше, меньше или равно.
• Уметь объединять предметы в группы (мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.).
• Уметь находить в группе предметов лишний. Например, из группы «Одежда» убрать цветок.
• Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение.
• Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.
• Иметь пространственные представления (право, лево, вверх, вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо).
• Уметь культурно общаться с другими детьми.
• Слушать старших и выполнять их распоряжения.

Психологи сходятся во мнении: очень важно создать у ребенка эмоциональный позитивный настрой, чтобы он воспринимал 1 сентября и поход в школу как нечто радостное и приятное. То есть необходимо подарить будущему первокласснику ощущение праздника, чтобы он с нетерпением и сам ожидал этого дня. Делитесь своими приятными впечатлениями о школьной жизни, расскажите ребенку, что у него появятся новые друзья, с которыми он будет играть на переменах, а на уроках узнает много нового и интересного.

Вспомните свой первый класс. Если у вашего сына или дочери сложности в общении и установлении контакта с другими ребятишками, можно сказать: когда вы пошли в первый класс, то было очень страшно. Вы никого не знали. Но потом познакомились с одноклассниками и нашли новых хороших друзей. Если у ребенка трудности с учебой, то сообщить «по секрету», что тоже не всегда получалось решить задачу или постоянно делали ошибки в одном и том же слове. Не обманывайте своего ребенка – не программируйте его «быть отличником – потому что он лучше всех или двоечником, потому что с его поведением и невнимательностью быть только им». Ребенок должен знать, что когда человек учится чему-то новому, ему бывает трудно и поэтому он всегда может рассчитывать на вашу помощь.

Организуйте ребенку режим дня, его рабочее место и рабочий процесс. У младших школьников план дня снижает тревогу, помогает физиологически справиться с возросшей нагрузкой. Утром расскажите ему, когда у него закончатся уроки, кто за ним придет, чем потом они будут заниматься. Вечером, перед сном, вспоминайте, как прошел день, что было хорошего в нем.

Приготовьте комфортное для домашних занятий место: свет должен падать с левой стороны, стул и стол должен соответствовать росту ребенка. Научите ребенка складывать канцелярские принадлежности в определенное место, определите место для учебников, портфеля, сменной обуви и т. д. Задать правила с самого начала намного проще, чем потом переучивать ребенка.

При подготовке домашних заданий присутствие родителя на первых порах – обязательно! Родитель присутствует до тех пор, пока ребенок не освоится. Освоится – это значит начнет сам раскладывать вещи, находить нужные тетради, учебники, ручки.

Задача родителя – создать ощущение у ребенка, что он способен сам справиться со всеми заданиями. Постепенно родитель все меньше и меньше говорит и контролирует и дает ребенку все больше времени справиться с заданием. Сидит рядом, смотрит и начинает помогать только, когда ребенок просит о помощи. Когда ребенок с большей частью заданий справляется сам, родитель начинает отходить и оставлять ребенка одного, сначала на несколько минут. Постепенно родитель перестает сидеть с ребенком за уроками и оставляет за собой только контроль.

Чтобы понять, адаптировался ли ребенок к школе, родителям обратить внимание на следующие моменты:

1. С каким настроением ребенок идет в школу, и с каким возвращается.
2. Что он рассказывает об уроках, одноклассниках и учителе.
3. Что происходит со здоровьем: насколько ребенок утомляется, появились ли жалобы на головную боль или боль в животе, нарушение сна и аппетита.
4. Какие вредные привычки появились: грызет ручку или ногти, навязчивые движения, заторможенность в движениях или, наоборот, расторможенность.
5. Какое у ребенка поведение: обычное, появилась агрессия или плаксивость.

Также родителям следует интересоваться у учителя, как проходит учебный день, насколько ребенок активен во время урока, отвлекается, успевает ли выполнять задания в темпе всего класса.

Родители внушают непроизвольный страх детям, драматизируют проблемы начала обучения. Поэтому настраивайте ребенка и себя на хорошее, что будет в школе, со всеми сложностями можно справиться, ошибки – это часть пути в обучении новому. Говорите ребенку: «Мы уверены, у тебя все получится! Ты умный мальчик (девочка)». Отмечайте малейшие улучшения: «Вот эту букву ты написал лучше, чем все остальные. Постарайся все также хорошо писать», «Сегодня ты сам сел за уроки, мне очень приятно»…

Ребенок боится не оправдать ожидания своих родителей. Верьте в ребенка, чаще говорите ему, что любите его таким, какой он есть. Снизьте свои ожидания в высоких оценках. Для ребенка самое важное в школе не знания и оценки, а отношения, в которых он находится каждый день. Оставайтесь для ребенка ласковыми, добрыми, любящими родителями.

фото: https://demo.multiurok.ru/index.php/blog/kak-podgotovit-rebenka-k-shkole-5.html

Метки:




Наверх ↑

Выпуск: № 15 от 18.04.2024

  • Мы в социальных сетях