Урок как искусство

Образование

Опубликовано 12 октября, 2024 | Редакция газеты

Вот уже 34 года учитель русского языка и литературы Красноярской средней общеобразовательной школы Лариса Альфредовна Иващенко учит детей любви к русскому языку.

Профессию педагога она воспринимает как творчество. Для неё урок – это искусство. Она пишет свои уроки, как писатель книги. Любит видеть горящие глаза своих воспитанников, которые вдохновляют её творить, искать, придумывать что-то новое. Ребятам всегда интересно на уроках Ларисы Альфредовны.

Л. А. Иващенко – педагог высшей категории, заслуженный работник образования Омской области, почётный работник общего образования Российской Федерации. Награждена благодарностью Президента России Владимира Путина за заслуги в сфере образования и многолетнюю добросовестную работу. Ко многим её профессиональным достижениям в этом году добавилось ещё одно: Лариса Альфредовна стала финалистом Всероссийского конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы».

– Что повлияло на выбор такой трудной, но интересной профессии?

– Любовь к школе мне передалась от моей мамы Людмилы Михайловны Новокшоновой. Мама, проработав в школе более сорока лет, ни разу не пожалела о своём выборе, всегда с теплотой вспоминала своих учеников. Я хотела быть такой же, как моя мама: красивой и умной учительницей. О том, что я буду учителем, я сказала в 3–4 года. Никогда не изменяла своей мечте. Мама всерьёз меня поддерживала с раннего детства и доверяла проверять тетради, делать карточки и так далее. Я постоянно кого-то учила с мелом в руке. У нас в семье никогда не стоял вопрос о выборе моей будущей профессии. Все знали, что я пойду только в педагогический институт.

– Что для вас значит быть учителем?

– Быть учителем – значит быть примером во всём. Быть учителем – это значит вести детей за собой, вдохновлять их, замечать даже самый маленький успех. Быть учителем – это значит любить и понимать детей, давать им крепкие знания и воспитывать патриотами своей страны.

– Почему вы решили преподавать именно русский язык?

– Я очень люблю наш родной русский язык, русскую литературу и культуру. У меня есть самое главное на уроке – СЛОВО! Уверена, что «чувства добрые» в детях можно и нужно «пробуждать» словом.

– Был ли в вашей жизни человек, которого вы считаете своим главным учителем?

– Своим главным учителем считаю свою маму. У одного писателя я прочитала, что его воспитал «свет из-под двери закрытого отцовского кабинета – отец работал, писал». А у меня трудолюбие воспитал скрип маминого письменного стола. Я засыпала, а мама в это время проверяла тетради.

Мама всегда пользовалась авторитетом среди коллег и родителей. И до сих пор меня встречают жители Красноярки и благодарят за маму. В этот момент я понимаю, какова роль учителя в жизни человека. Именно у мамы я проходила свою педагогическую практику, именно ей сначала «сдавала» все свои экзамены по методике и педагогике, именно с ней репетировала все свои первые, а потом открытые уроки. Именно мне она доверила свой последний первый класс, а я пошла с ним дальше до 11 класса. А мама в это время помогала мне воспитывать маленькую дочь, дала возможность получить ещё одно образование и всегда была рядом. Её советы, наставления и поддержка для меня бесценны.

Однажды после проведенного мной открытого урока одна учительница спросила: «Не из учительской ли я семьи?» Меня тогда удивил этот вопрос, а сейчас я понимаю, что достичь успеха в профессии мне помог, в первую очередь, тот фундамент, на котором я твёрдо стою – многолетний труд на ниве просвещения всех моих родных. Я педагог в третьем поколении: моя мама, её тетя и дядя были педагогами, мой муж тоже педагог, дочь несколько лет проработала в школе учителем. Стаж нашей педагогической династии – двести лет. История нашей семьи занесена в энциклопедию «Педагогические династии – золотой фонд Омского Прииртышья».

– Есть ли у вас свои секреты профессионального мастерства?

– Учителю важно помнить, что ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Миссию учителя вижу в том, чтобы помочь каждому ребенку найти в своем учителе источник света – света мудрости, добра и любви. Найти и «загореться» самому.

– Какие из ваших профессиональных достижений вы считаете самыми значимыми?

– Как любой учитель, главными профессиональными достижениями считаю успехи своих учеников. И это не обязательно первые места на олимпиадах, в конкурсах, высокие баллы на ЕГЭ. Это, конечно, важно, но важно и то, какими людьми вырастут мои ученики. И когда я вижу своего бывшего ученика как хорошего семьянина, родителя, порядочного человека, добросовестного работника, понимаю, что и в этом есть моя заслуга.

– Идеальный ученик, какой он? Существует ли секрет, как вырастить талантливого ученика?

– Идеальный ученик – это воспитанный ученик, желающий учиться, любознательный и трудолюбивый. Важно вовремя увидеть в ребенке талант и поддержать его. Я активно работаю с одарёнными детьми. Но ведь не у всех детей есть склонность к филологии. Кто-то успешен в спорте, кто-то в хореографии, кто-то в вокале, кто-то в изобразительном искусстве и т. д. Я стараюсь уже на первых уроках русского языка и литературы давать творческие задания, требующие именно филологических навыков или, что называется, умения чувствовать слова. Так выявляю детей, с кем предстоит работать индивидуально. Иногда это дети очень скромные, даже застенчивые, но в их письменных работах я вижу те искорки таланта, который надо развивать. Предлагаю новые задания, учу бережно относиться к русскому языку, любоваться им, подсказываю идеи для их произведений, поддерживаю и веду за собой. За эти годы нами написано много научно-исследовательских работ по филологии. А это научный труд, подготовка к публичному выступлению. Думаю, что для ребят это отличная школа. Горжусь своими детьми, когда они становятся победителями различных литературных конкурсов, лауреатами научно-практических конференций, стипендиатами.

– Поддерживаете ли вы отношения со своими бывшими учениками?

– Конечно, поддерживаю. С первого по последний выпуск, и не только с теми из них, у кого я была классным руководителем. Приятно, что спустя много лет продолжаю дружить с родителями и бабушками своих учеников. В некоторых семьях я почти родственница. Бываем друг у друга в гостях, постоянно созваниваемся. Я даже бывала на нескольких свадьбах своих выпускников в качестве почетного гостя. В свой день рождения, День учителя и 8 Марта традиционно получаю цветы и благодарность от бывших учеников, жду их в гости.

– Ваше любимое литературное произведение?

– Вся проза и поэзия Александра Сергеевича Пушкина. Я посетила литературные места, связанные с именем великого поэта: все музеи-квартиры в Москве и Санкт-Петербурге, Царскосельский лицей, место его гибели, церковь, где отпевали Александра Сергеевича. Несколько дней жила в Пушкиногорье. Побывала в Михайловском, Тригорском и Петровском, Святогорском монастыре и на могиле поэта. В Михайловском смотрела на окружающую природу глазами Пушкина с томиком его стихов, читала и видела всё, о чем он написал. Таких зеленых холмов, поросших лесами, такой реки, отражающей, как в зеркале, голубое небо с белоснежными облаками, я не встречала нигде и никогда. Даже ветряная мельница и стада пасущихся коров есть – всё, как было при Александре Сергеевиче. Многое стало понятно именно на земле Пушкина. И я полюбила его творчество ещё больше. Всю свою любовь к поэту я принесла в класс вместе со своими фотографиями, видео, купленными книгами и сувенирами. Это лучшие уроки в моей жизни! Об этом говорят и мои ученики.

– Назовите три книги, которые должен прочитать каждый.

– Сказку-притчу «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, роман «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского и роман «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова.

Желаем Ларисе Альфредовне Иващенко дальнейших побед, хороших и любознательных учеников, покорять новые вершины! Мы гордимся вами!

Екатерина Сергеева

Метки: ,


Автор

12 октября 2024 9:43



Наверх ↑

Выпуск: № 45 от 14.11.2025