30 апреля пожарной охра..." /> Спасатели на рельсах — Омский пригород

Спасатели на рельсах

30 апреля пожарной охране России исполнилось 372 года

Белые полосы на ярко-красных боках вагонов и цистерн – внешне представляют собой довольно приметное зрелище, по-своему даже красивое. Он не носится по улицам города с завывающей сиреной. Наверное, поэтому о его существовании большинство горожан не догадывается. А ведь он у нас есть – самый настоящий пожарный поезд, один из пяти поездов Омского отряда ведомственной охраны железнодорожного транспорта.

Этот специализированный подвижной состав, дислоцирующийся на станции Омск-Пассажирский, имеет почти 60‑летнюю историю и славится далеко за пределами Западно-Сибирской железной магистрали. Установить точную дату его создания не удалось даже архивам, но достоверно известно, что он создавался для тушения пожаров на объектах Омского региона ЗСЖД. Основная задача поезда – обеспечение безопасности железнодорожного транспорта на станциях и перегонах общей протяженностью более 400 километров, в том числе на станциях Сыропятское, Карбышево‑II, Пламя, Петрушенко, расположенных на территории Омского района нашей области. Ложных вызовов здесь не бывает, только непосредственный приказ руководителя тушения пожара является основанием для выдвижения поезда на дело. При этом приходится изменять расписание грузовых и пассажирских поездов. Дисциплина строжайшая – просто так ничего не делается.

С 1977 года поезд имеет статус аварийно-спасательного формирования постоянной готовности с повышенными тактико-техническими возможностями. От обычного он отличается своей начинкой – специальным оборудованием для перекачки горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, нейтрализации мест розлива и рассыпания опасных грузов. Прямое назначение поезда – ликвидация последствий аварийных ситуаций, вызванных утечкой опасных грузов, перевозимых по железной дороге.

От того, каким пожарно-техническим вооружением оснащен поезд, зависит победа над огнем. На «борту» пожарного поезда всегда имеется запас пенообразователя в 5 тонн, установка комбинированного тушения пожаров «Пурга», незаменимая при ликвидации горения наливных грузов, а также переносные стволы «Combitor» и стволы последнего поколения «Ortrapons‑500 R», сделанные с учетом последних разработок. Они накрывают горящие вещества большим слоем пены и подают сильнейший поток воды на расстояние до 70 метров, защищая ствольщика от воздействия высоких температур.
За плечами начальника поезда Сергея Налимова не один случай ликвидации пожаров различной сложности. Уж он-то точно знает, что по эффективности поезд не уступает двум, а то и трем десяткам пожарных машин.

– При пожарах больших масштабов, – говорит Сергей Киприянович, – необходимо накрыть очаг возгорания. Если пожарный автоход вмещает в себя в среднем чуть более 2,5 тонны воды и 150 литров пенообразователя, которых хватает на 6–7 минут работы, то поезд заправляется пятью тоннами этого вещества и водой в двух цистернах общим весом 120 тонн. Запас рукавов достигает 1300 метров. В пожарных машинах его в шесть раз меньше.

Мощности вагон-дизеля электростанции и двух дизель-генераторов в составе поезда достаточно, чтобы обеспечить работу перекачивающей станции, а при чрезвычайных ситуациях – работу станции нейтрализации опасных грузов, а осветить место пожара или аварии в ночное время. Свет мощного портативного фонаря настолько ярок, что его луч хорошо виден даже днем. К тому же он долго держит заряд, очень удобен, устойчив не только к воде и химическим воздействиям, но и к огню.

Неуязвимость пожарных от огня и дыма обеспечивается средствами индивидуальной защиты, спецодеждой. Для защиты органов дыхания применяются аппараты «Профи». При работе в опасной среде аммиака, хлора – костюмы химзащиты. В боевом расчете поезда есть гидравлический спасательный инструмент с усилием до 300 атмосфер, чтобы свободно разрезать как листовой, так и прутковый металл.

За последние годы сигналы настоящей беды в пожарном поезде раздаются все реже, но бойцы без дела никогда не сидят. Чтобы быть в постоянной готовности ликвидировать опасность, большое внимание уделяют технической учебе и практической отработке приемов в экстремальных ситуациях. Ежеквартально отрабатываются нормативы в газодымозащитном снаряжении. Дважды в месяц проводятся тренировочные так называемые «подъемы» пожарного поезда, когда поезд выдвигается к условно горящему объекту, запускается электростанция, проверяется работа мотопомпы, готовность средств связи, механизмов и устройств, наличие инструментов.

На прилегающей к поезду территории оборудована полоса психологической подготовки, где у пожарных формируется эмоциональная устойчивость, решительность, готовность к неожиданностям. Проявлять эти качества приходится не только на объектах ОАО «РЖД», но и при тушении пожаров на предприятиях города и в жилых домах, когда требуется помощь частям МЧС.

Руководство Омского отряда, профсоюзный комитет ведомственной охраны поздравляет работников, ветеранов пожарного поезда на станции Омск-Пассажирский с профессиональным праздником! От всей души желает всем крепкого здоровья, семейного благополучия, неиссякаемого оптимизма и дальнейших успехов в нелегкой, но почетной работе!

Метки:




Наверх ↑

Выпуск: № 16 от 25.04.2024

  • Мы в социальных сетях