Культура

Опубликовано Апрель 8th, 2022 | Редакция газеты

Самобытная Россия, финансовая грамотность и Егор Летов

Пока зима по графику сдаёт дела весне, у нас продолжается работа, например, над проектом «Самобытная Россия», приуроченным к Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.

Мартовская встреча была посвящена Русскому Северу. Ладога, Онега, Печора, Поморье, Кижи, Рускеала, Белозерье, Нарьян-Мар – магический напев старой речи, финно-угорское оканье, тундровый ненецкий язык, где есть по двадцать с лишним слов про оленей и разные способы полежать.

Это было долгое путешествие. От концептуальной живописи, которая находит себе место и на затрапезных стенах подъездов, и на бетонных заборах приостановленных строек, и на центральных площадях, и в уютных двориках, до старейших крепостей страны, помнящих призвание варягов. От древних племён, затерявшихся во времени, как будто в здешних бесконечных берёзовых лесах, до современных режиссёров и документалистов, которые сделали регион одним из важнейших источников формирования образа России. От сушеного на зиму северного сияния, которое пахнет «хорошо, как бы сосной, похоже на ландыш», как достоверно записал собиратель фольклора Сергей Писахов, до христианских деревянных храмов возрастом в триста-четыреста лет и высотой с десятиэтажку, памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

И, конечно же, мы поговорили про народные ремёсла и промыслы, сохранившиеся в регионе. А это и мезенская роспись – целый отдель­ный художественный язык, пляшущие под дождём олени, истории о тайнах жизни, красный и черный, так резко выделяющиеся на фоне более привычных нам нежной гжели и весёлой хохломы.

И каргопольская глиняная игрушка, чудом сохранившаяся в XX веке, когда в какой-то момент традиция сосредоточилась в руках единственной мастерицы Ульяны Бабкиной. Но промысел продолжает жить и развиваться, и до сих пор полки мастерских наполняются тянитолкаями, символизирующими природу человека, которого тянет то к добру, то ко злу, и былинными богатырями Полканами, наполовину людьми, наполовину конями.

И архангельские козули – пряники, у которых есть собственный музей. И не зря: по истории пряника можно многое узнать и об истории родной страны: и о православных праздниках, и о морской торговле, и о современных мемах, и о местных богатых говорах, ведь «козуля» означает вовсе не маленькую козу, а завиток, узор, какие и скручивают из тонких колбасок пряного теста.

Двумя мероприятиями – дебатами «Карл Маркс против Людвига фон Мизеса» и детским познавательным приключением «Неразрешимые проблемы острова Капитал» мы открыли цикл мероприятий, посвящённых финансовой грамотности.

Планируя этот цикл, мы основывались на обратной связи от наших читателей, высказанных ими пожеланиях и заданных вопросах. Решение начать с таких тем было обусловлено интересом не только к экономике в литературных произведениях или к прикладным вопросам, скажем, финансовой безопасности или стратегиям инвестирования в ценные бумаги (глядя на то, что происходит вокруг, смахиваем пот со лба: тут профессиональные экономисты не могут сказать, что будет дальше, куда уж бедным библиотекарям), но и к фундаментальным вопросам. Например, почему растут цены и происходят финансовые кризисы? Глобализация – это хорошо или плохо? Должно ли государство вмешиваться в рынок?

Карл Маркс так и не увидел воплощения своих идей на практике, а один из отцов австрийской экономической школы Людвиг фон Мизес умер, не дожив до падения Советского Союза, яростной критике которого посвятил всю жизнь, но в нашей библиотеке они получили шанс встретиться и поспорить о том, о чём не могли при жизни.

Если же говорить о нашем любимом занятии, о театре, то настало время представить наш новый проект – цикл видеороликов «Аэропорт имени Егора Летова».
Помните, в 2018 году была история, когда имя Егора Летова вроде как лидировало в номинации на присвоение Омскому аэропорту, однако не прошло во второй тур, несмотря на активную общественную поддержку с самых разных сторон. Какое-то время аэропорт имени Егора Летова всё-таки в Омской области существовал – частный аэродром в селе Поповка, но сейчас он закрыт. Открыть свой частный аэродром мы, к сожалению, не в силах, но можем сделать кое-что другое. Участие в прошлогодних Макаровских чтениях со стихами местных поэтов нам так понравилось, что мы решили продолжить искать и популяризировать стихи поэтов Омска и Омской области.

Группа Егора Летова «Гражданская оборона», панковская психоделика, взгляд извне на мир систем и иерархий, ушедшие в живой язык простые и жесткие формулы жизни, – главный вклад Омска в классический русский рок, часть культурного наследия малой родины, которое надо знать.

Прежде чем кто-то выскажет опасения из-за того, что в некоторых песнях есть некоторые слова (обсценная лексика), напомним: не нужно собирать статистику, чтобы понимать, что в первую очередь подрастающее поколение сталкивается со сквернословием в бытовой среде, в школах, в собственных семьях. Это проблема, с ней надо бороться. Подростки и молодёжь, которые слушают «Русское поле экспериментов» и «Долгую счастливую жизнь» делают это не потому, что им нравится нарушать приличия, а потому, что эти альбомы совпадают с их настроением, неуспокоенностью и обычным протестом подросткового возраста. Жизнь у них оказывается совсем не такой, какой её обещали взрослые. Нашим детям важно быть неодинокими в этом мире.

Кроме того, лично Летов был широко литературно, музыкально и философски образованным человеком, на примере которого можно привлекать внимание подростков к классике искусства – контркультура и культура вместе против бескультурья. Концерт «Симфооборона» в исполнении Омского академического симфонического оркестра будет нам в поддержку.

Аэропорт – это не только символ несбывшегося. Аэропорт – это и место, где встречаются земля и небо, и отсчётная точка странствий, символ перехода в иное состояние, подъёма не только физического, но и духовного, и место встреч и прощаний. Частым элементом постсоветского пейзажа стал заброшенный аэропорт с пробивающейся между бетонных плит травой, с начавшими осыпаться мозаиками светлого будущего, напоминание о том, что когда-то огромная страна была связана воедино, а люди надеялись на лучшее.

В нашем проекте «Аэропорт имени Егора Летова» мы хотим собрать тех, кто ищет звуки, мотивы, образы, чтоб нанести на литературную карту наш город, наш регион, наши истории. Омская поэзия жива и полна голосов, которые стоит услышать. Если задуматься, рок-музыканту наверняка бы не понравилось, если бы его именем действительно назвали аэропорт, а человек при галстуке и часах зачитал бы речь о значении и влиянии, потому что настоящая жизнь искусства не в этом.

Пеките пряники, пока есть корица и гвоздика, инвестируйте в книги, слушайте русский рок. До встреч в апреле!

Александра Клименко,
библиотекарь
Усть-Заостровской
библиотеки-филиала № 27

Метки: ,




Наверх ↑

Выпуск: № 10 от 14.03.2024

  • Мы в социальных сетях