Большинство совр..." /> С почтением к старине — Омский пригород

С почтением к старине

Большинство современных людей лишь поверхностно знакомо с народной культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей связь времен, вернуть утраченные традиции, познакомить с народными ценностями. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси и родного края, соприкоснуться с народным искусством.

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в устном народном фольклоре (считалки, стихи, потешки, прибаутки).

В своей работе для достижения поставленной цели заведующая Калининской библиотеки Ирина Васильевна Белебеха совместно с заведующей Калининским СДК Татьяной Викторовной Кнышевой для учащихся начальных классов разработали программу «Традиционная народная культура как основа развития культуры села», которая была рассчитана на 2017-2019 гг.

Целью программы стало сохранение и восстановление традиционной народной культуры как основной составляющей при формировании единого культурного пространства.

Работа по приобщению школьников к народным традициям была построена на основании следующих подходов:

– вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, музыкальная при сохранении приоритета игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную);

– интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор;

– использование взаимодействия в системе «библиотека-ребенок-родитель», так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности;

– осуществление работы на основе традиций родной культуры; обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к народным традициям.

Работа была поделена на блоки и велась согласно календарному плану.

В первый год работы программы дети познакомились с русскими народными праздниками: Новый год, Рождество Христово, Крещение, Пасха, Масленица, День Святой Троицы, Иван Купала.

Наибольшее оживление вызвала у детей Масленица, каждый день которой посвящен особым ритуалам. Так, например, назывались дни недели – «Встреча», «Заигрыши», «Лакомка», «Разгульный четверток», «Тещины вечерки», «Золовкины посиделки», «Прощеное воскресенье».

Приблизиться к таинственному миру сказок и мифов народов России детям позволило знакомство с праздником Ивана Купала, который проходил в обрядах, гаданиях и прочих шалостях.

Второй блок был посвящен русскому быту. На мероприятиях, посвященных этой теме, ребята узнали, как бы звали детей в 19 веке, где бы они жили, о труде и быте русского народа, как строилась русская изба, что в ней находилось (предметы быта), что главное в избе – это печка, и о том, что он могла делать (она и греет, и кормит, и светит, и сушит, и даже лечит, в ней готовили пищу, корм домашним животным, пекли хлеб, мылись; печь обогревала жилище, на печи спали, сушили одежду). Также познакомились с нехитрыми блюдами, которые готовили в старину. Многие вспоминали, что готовят их бабушки и мамы.

Третий блок был посвящен русскому костюму и русским народным играм. С большим интересом школьники узнавали историю русского традиционного костюма, способах изготовления материалов для пошива одежды и окрашивания тканей, а также об особенностях отличия костюмов разных регионов России. В каждой российской губернии существовали свои приемы украшения рубах, места расположения и способы воплощения узоров, определенная цветовая гамма. Например, северянки носили кокошники, украшенные золотом и речным жемчугом. Южанки предпочитали рогатую кику (головной убор). Были еще сороки, сборники, повойники, венцы. Чтобы наглядно продемонстрировать великолепие народного костюма мероприятие иллюстрировалась красочной электронной презентацией, раскрывающей всю красоту русского национального костюма.

Народные игры отличаются большим разнообразием. Они очень подвижны, требуют находчивости, смекалки, дают массу навыков и умений.

Например, игра «Горелки». Эта древняя игра своим происхождением обязана славянским народам. Много веков она была одной из самых любимых, причем нашла свое отражение даже в русской литературе в произведениях таких писателей как Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина и др.

Дети познакомились со старинными русскими играми: «Малечина-калечина», «Ручеёк», «Золотые ворота», «Шлепанки» и другими, узнали, кто такой «Чур» и почему он сидит на дереве, узнали значение новых слов: «вереница», «дударь», «челночок», «бондарь» и др. Больше всего детям понравилась игра «Дударь — дудорище».

Подводя итог, можно сказать, что разработанная программа выполнила поставленные задачи. В ходе её реализации дети:

–    узнали основные русские календарные праздники и их особенности;

–    познакомились и научились играть в народные игры;

–    получили четкие представления о быте русского народа в различные времена;

–    узнали свою историю, национальную культуру, научились беречь и развивать народные традиции.

Программа «Традиционная народная культура как основа развития культуры села» заняла первое место в муниципальном конкурсе инновационных социокультурных и методических проектов «Перспектива» в номинации «Креативность в созвучиях творчества», а видеоролик, снятый про программе, получил диплом третьей степени в муниципальном краеведческом конкурсе «Край» в номинации «Что имеем, то храним».

И.В. Белебеха,
заведующая Калининской библиотекой

Метки:




Комментарии закрыты.

Наверх ↑
  • Мы в социальных сетях

  • Выпуск: №8 от 27.02.2020