Культура

Опубликовано Апрель 9th, 2020 | Редакция газеты

0

Он рассказал нам правду о войне, мы обязаны ее сохранить

Памяти Юрия Бондарева

29 марта 2020 года в возрасте 96 лет скончался Юрий Васильевич Бондарев — русский, советский, российский писатель-фронтовик, чьи книги входят в школьную и университетскую программу. Узнав о смерти классика, читатели в соцсетях сразу вспомнили о нем две вещи: смелую «окопную правду», высказанную в повестях и романах, и сравнение перестройки с «самолетом, которому неведом пункт посадки».

Юрий Бондарев родился в 1924 году в Орске, в семье юриста. В 1931-м вместе с родителями переехал в Москве. Когда началась Великая Отечественная, ему было 17. Летом 1941 года он участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Годом позже, после окончания 10 класса, поступил во 2-е Бердичевское пехотное училище, а уже осенью с другими курсантами был направлен под Сталинград.

«Я и сейчас хорошо помню те сернистые ожоги стужи в степях под Сталинградом, ледяной холод орудий, которые за ночь мороз так прокалил, что холод металла чувствовался даже сквозь рукавицы. Помню жаркий газ от горячего казённика, пороховую вонь стреляных гильз, пустынное безмолвие звёздного неба в ночное время. В моей памяти навсегда сохранились воспоминания о запахе твёрдого и мёрзлого, как камень, хлеба, сухарей, а также несказанный аромат солдатской «пшёнки» в фиолетовости холодного зимнего рассвета», — вспоминал позднее Юрий Васильевич.

Юрий Бондарев служил командиром минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. Был контужен, получил обморожение и нетяжелое ранение в спину. Лежал в госпитале, потом вернулся на фронт в чине командира орудия в составе 89-го стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии Воронежского фронта. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева, воевал под Житомиром. Снова был ранен. Снова лежал в госпитале и снова оказался в строю. Воевал в 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией. В 1945 году окончил Чкаловское артиллерийское училище и в звании младшего лейтенанта был демобилизован. За подвиги имел множество наград, в том числе две медали «За отвагу» и орден Отечественной войны I степени.

Вернувшись домой, Юрий Васильевич поступил в Литинститут имени Горького (семинар К. Паустовского), который окончил в 1951-м. Ещё учась там, он стал печататься в журналах «Огонек», «Смена» и «Октябрь». Главную тематику его произведений определяла война. Ему не надо было чего-то придумывать — лично пропустив через себя ад Второй мировой, он оставался предельно честным перед собой и читателем, говоря от себя, своих боевых товарищей и ещё сотен миллионов людей. Никакого шапкозакидательства, только оформленный в литературу личный опыт.

В 1953 году отдельной книгой был издан сборник рассказов «На большой реке», через три года — повесть «Юность командира». Первый фронтовой роман — «Батальоны просят огня» — вышел в 1957-м. Это книга про события знакомого ему форсирования Днепра и положение военных в стремительно изменяющейся обстановке, оставившей в живых лишь единицы. В книге описывались не только будни сражений, но и конфликт с командованием, которое угробило два батальона без огневой поддержки. На противоречиях и переживаниях (как, например, в повести «Берег», в которой бывший фронтовик уже в послевоенные годы приезжает в Германию и в новых обстоятельствах пересекается с теми, кто был «по ту сторону») выстроены многие его произведения.

Одним из художественных принципов Бондарева был как бы и вовсе вынос войны за скобки: «Я считаю, что нельзя говорить о «военном романе» как таковом, потому что в художественной литературе может быть только «роман о человеке» и только одна тема — человек», — говорил он. То есть окопы, сражения и жизнь, которая может оборваться в любой момент, были поставлены им не во главу угла, а служили лишь декорациями, рамкой, в центре же находились важные и вечные морально-этические вопросы, волнующие людей в любые времена.

«Для меня окопная правда — это подробности характера, ведь есть у писателя время и место рассмотреть солдата от того момента, когда он вытирает ложку соломой в окопе, до того момента, когда он берет высоту, и в самый горячий момент боя у него развертывается портянка и хлещет его по ногам. А в героизм входит все: от мелких деталей (старшина на передовой не подвез кухню) до главнейших проблем (жизнь, смерть, честность, правда). В окопах возникает в необычайных масштабах душевный микромир солдат и офицеров, и этот микромир вбирает в себя все…» — объяснял писатель.

Бондарев является нравственным авторитетом для многих поколений россиян. Впечатления военных лет нашли отражение во многих его произведениях. В повестях «Батальоны просят огня», «Последние залпы», в романах «Горячий снег», «Берег» Юрий Бондарев показал героизм советских солдат, офицеров и генералов, раскрыл их психологию и неизменную верность Родине и народу. Его знаменитый роман «Тишина» рассказал о судьбах людей, прошедших сражения, которые искали и не всегда могли найти свое место в послевоенном обществе.

В произведениях Бондарева последних лет «Искушение», «Бермудский треугольник» талант прозаика открылся новыми гранями. В 2004 году писатель издал новый роман под названием «Без милосердия». Произведения Бондарева переведены более чем на 70 языков мира.

По его произведениям снято 16 картин, в их числе «Последние залпы», «Тишина», «Горячий снег», «Батальоны просят огня», «Берег», «Выбор». Картины по произведениям писателя смотрел, без преувеличения, весь мир. Писатель стал одним из соавторов (совместно с Ю.Озеровым и О.Кургановым) сценария киноэпопеи «Освобождение» (1970-1972), посвященной глобальным событиям Великой Отечественной войны. Фильм только за два года посмотрело более 350 миллионов зрителей в СССР и десятки миллионов за рубежом. Как одному из авторов сценария фильмов «Освобождение» («Огненная дуга», «Прорыв», «Направление главного удара», «Битва за Берлин», «Последний штурм») в 1972 году Бондареву была присуждена Ленинская премия.

Наряду с творчеством Бондарев вел активную общественную деятельность. На протяжении разных лет он являлся редактором отдела литературы и критики «Литературной газеты», председателем Союза писателей России, сопредседателем Международного сообщества писательских союзов,  главным редактором Объединения писателей и киноработников на студии «Мосфильм». Бондарев много раз ездил за рубеж по приглашению издательств как общественный деятель. Писатель-фронтовик с высокой жизненной и гражданской позицией до последних дней вел большую просветительскую работу, являясь действительным членом Русской, Международной славянской, Петровской академий, Академии российской словесности, председателем комиссии по присуждению Международной премии М.А. Шолохова.

Но не только этим он вошел в историю литературы. Начиная с 1970-х годов в своих произведениях и публичных выступлениях он активно не приемлет набирающую все большую популярность систему либеральных ценностей. Он был одним из тех, кто подписал открытое письмо в редакцию газеты «Правда», осуждающее «антисоветские действия и выступления А.И. Солженицына и А.Д. Сахарова», и вышел из редколлегии журнала «Наш современник» в знак протеста против публикации романа Солженицына «Октябрь Шестнадцатого».

Он публично сравнил политику перестройки СССР с самолетом, который летит, не зная куда, и ждет ли его посадочная площадка. Он горевал из-за развала Советского Союза. Отказался принять орден Дружбы народов по случаю своего 70-летия от Бориса Ельцина, написав в телеграмме президенту: «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны». Зато горячо поддержал присоединение Крыма и действия России в отношении Украины.

«Юрий Васильевич Бондарев замыкает собой блистательную плеяду военного поколения.  Того поколения, которому принадлежит Василь Быков, Кондратьев, Воробьёв. Поколение, кто был участником войны и чья индивидуальная память сейчас, после смерти Бондарева уже окончательно переходит в историческую память народа», — сказал литературовед и историк Игорь Волгин.

По материалам открытых интернет-источников

Метки:




Комментарии закрыты.

Наверх ↑
  • Мы в социальных сетях

  • Выпуск: №26 от 02.07.2020