Омские журналисты побывали в «Школе 21»
8 октября главный редактор нашей газеты стала участницей экскурсии по кампусу «Школы 21». Директор школы Наталья Шилкина показала, как устроено пространство школы, и рассказала, какие возможности открываются перед учениками.
«Школа 21» – это образовательный проект, направленный на подготовку квалифицированных специалистов в области информационных технологий (ИТ). Она открыта для всех желающих старше 18 лет и позволяет получать востребованные профессии в ИТ-отрасли бесплатно. Школа организована таким образом, чтобы помогать обучающимся раскрывать свой потенциал и готовиться к успешной карьере в ИТ. Омская школа входит в тройку крупнейших на территории России и занимает 4500 кв. м на территории бывшего кадетского корпуса, в здании, где ранее располагались столовые.
Организация обучения
Обучение в «Школе 21» ориентировано на практику и реальные задачи, встречающиеся в крупных ИТ-компаниях. Студенты осваивают необходимые профессиональные («жёсткие») и личные («мягкие») навыки, работая над проектами индивидуально и в группах. Они учатся проверять проекты друг друга, грамотно давать и воспринимать обратную связь.
Поражает тот факт, что здесь нет привычного расписания, пар, учителей. Важнейшими аспектами являются самостоятельность и взаимодействие с однокурсниками. Вместо традиционных занятий слушатели выполняют проекты, моделируя реальную рабочую среду в ИТ-компании.
Директор рассказала, что свободный график посещения кампуса позволяет обучаться в школе и молодым мамам, и студентам, и работающим людям. В первый поток были зачислены 18 молодых мам, находящихся в декрете, и это дало толчок новым идеям развития пространства. Есть намерение создать в кампусе комнату матери и дитя, ведь нередко бывает такое, что мамы берут деток с собой, и для комфорта каждого обучающегося надо учитывать интересы и этой категории.
Кампус и инфраструктура
Школа открыта 24 часа 7 дней в неделю круглый год. Учеба проходит в комфортной атмосфере, похожей на офис крупной ИТ-компании, где учащиеся чувствуют себя свободно и уверенно. Кампус оборудован рабочими местами, компьютерами и зонами отдыха, включая игровые комнаты. Всего в распоряжении учеников имеется 5 кластеров, общее количество рабочих мест около 300. Здесь созданы оптимальные условия для продуктивной работы и творческого подхода к учебному процессу.
Так, для отдыха есть несколько игровых комнат, где ученики могут поиграть в настольный теннис либо игровые приставки. Также журналистам показали кухню, оборудованную всем необходимым для комфорта обучающихся.
Особенности обучения
Основной принцип школы – равный равному. Учащиеся работают автономно, решая поставленные перед ними задачи и помогая друг другу развиваться. Проекты оцениваются и рецензируются сокурсниками, способствуя формированию полезных профессиональных качеств и навыков взаимодействия в коллективе. Этот подход способствует созданию сильной команды единомышленников, стремящихся достичь успехов в мире информационных технологий.
Процесс поступления включает несколько этапов. Сначала все желающие должны пройти онлайн-игру, занимающую примерно 60 минут. Если кандидат успешно справляется с испытанием, он приглашается на отборочный интенсив. Специальных знаний для прохождения этого этапа не требуется – скорее, оцениваются логические способности.
Также кандидаты заполняют простую анкету, затем им предлагается ознакомительный видеоролик о школе продолжительностью около 20 минут. На отборочный интенсив зачисляется 300 кандидатов. На сленге сотрудников школы этот этап называется «бассейн», длительность которого 26 дней. Во время этого этапа ученики погружаются в мир ИТ-проекта, ежедневно решают задачи и развиваются в технической среде. Это самый насыщенный этап отбора – участники знакомятся с платформой, друг с другом.
Все, кто успешно прошел отборочный этап, приступают к основным занятиям, продолжительность которых зависит от выбранного направления и скорости изучения материалов. Программа охватывает широкий спектр профессий, включая разработку программного обеспечения, администрирование серверов, защиту данных и анализ больших объемов информации. На этом этапе открывается доступ к онлайн-платформе, и ученики могут заниматься из дома, но при желании и необходимости могут приезжать в кампус.
Завершающим этапом обучения является трехмесячная стажировка в реальной ИТ-компании. Поиск подходящей компании становится частью учебной программы, однако, по словам директора, школа готова оказать помощь, если возникают затруднения. Большинство участников находят свою первую работу именно во время стажировки, демонстрируя готовность решать реальные производственные задачи и уверенность в своих силах.
Нам удалось пообщаться с учеником школы Дмитрием, уроженцем Муромцевского района. Он окончил в 2024 году ОмГТУ по направлению «Нефтегазовое дело». Поработав по специальности, принял решение узнать что-то новое в ИТ-сфере. От знакомых Дмитрий узнал про «Школу 21» и решил попробовать свои силы в новом направлении. Успешно пройдя отбор, молодой человек был зачислен на обучение. По его словам, здесь очень важны коммуникативные навыки, потому что буквально с первых дней приходится решать задачи совместно с другими учениками.
«Практически все задачи будут непосильными, в любом случае они будут с подвохом. Оценивается не только то, насколько качественно ты выполняешь задания, но и сам факт того, что ты не сдался. Важно уметь преодолевать сложности и не сдаваться в поиске решения любых задач», – делится Дмитрий.
Сейчас у молодого человека не стоит задача кардинальной смены сферы деятельности, он планирует получить дополнительную квалификацию и прийти в профессию более ценным сотрудником на новую позицию с расширенным функционалом.
Таким образом, «Школа 21» в Омске представляет собой инновационный подход к подготовке профессионалов в области информационных технологий, сочетая современные методы обучения, доступную инфраструктуру и эффективные механизмы оценки и совершенствования навыков будущих сотрудников ИТ-индустрии.













