Часто публика на..." /> Олег Свечкарь: «Мне нравилось работать с техникой» — Омский пригород

Олег Свечкарь: «Мне нравилось работать с техникой»

Часто публика на культурных мероприятиях не интересуется тем, кто следит за громкостью и качеством звука. Люди идут на событие, программу, на любимых артистов. Но сегодня даже самому талантливому исполнителю или коллективу во время выступления сложно обойтись без помощи звукорежиссёра. Ведь именно человек за микшерным пультом обеспечивает достойное звучание на сцене и проникновенному актёрскому слову, и стремительному пассажу виртуоза, и чистому аккорду вокального ансамбля. Так что вклад «бойцов невидимого фронта» в общее впечатление о концерте вполне сопоставим с вкладом самих артистов.

Сегодня мы хотим рассказать вам о звукорежиссёре, который проработал в Омском районе более 30 лет. Это Олег Валентинович Свечкарь. Профессионал, очень дружелюбный, открытый и позитивный человек. Он руководит районной студией звукозаписи, является звукорежиссером всероссийских, областных и районных фестивалей, конкурсов и концертов. На протяжении многих лет озвучивал фестиваль-конкурс «Поёт село родное», принимал участие в работе областных праздников и фестивалей «Певческое поле», «Душа России».

Олег Валентинович награждён многочисленными благодарственными письмами, почётными грамотами главы Омского района, почётными грамотами правительства Омской области, благодарностью министра культуры РФ. В 2012 году Олегу Валентиновичу присвоено звание «Заслуженный деятель культуры Омской области».
Сегодня Олег Валентинович заведует отделом музыкального и звукотехнического обеспечения Социально-культурного информационно-аналитического центра (СКИАЦ) Омского района. Продолжает заниматься звукорежиссурой в Сибирском РДК. Работает на районных и областных концертах и праздниках. 7 июля Олег Валентинович отметил свой 60‑летний юбилей.

От хора до рок-н‑ролла

Работу в сфере культуры Свечкарь начал в деревне Любомировка Таврического района, куда он, уже отслуживший армию, был направлен по окончании Омского областного культурно-просветительного училища. Здесь по закону ему предстояло отработать пять лет.

Поскольку специалистов в местном Доме культуры было недостаточно, Олегу Валентиновичу пришлось осваивать сразу несколько профессий. Здесь он аккомпанировал коллективам и солистам на баяне, руководил хором и эстрадным ансамблем, занимался «озвучкой». Молодой человек взял на себя и всю техническую сторону творческого процесса. Однако понимая, что знаний и навыков остро не хватает, Олег Валентинович поступает на заочное отделение в Омский филиал Алтайского государственного института культуры. Работа в Доме культуры и учёба сделали жизнь и насыщенной, и интересной.

– Вся творческая работа в звукорежиссуре очень помогает, – уверен Олег Валентинович. – И руководство коллективами, и работа с самодеятельными артистами. Даже армейский опыт пригодился. Во время службы в Магадане я играл в духовом оркестре. И много лет позднее, когда записывал Розовский духовой оркестр, я был уже, что называется, в теме, понимал, что и как должно звучать.

Окончание института совпало с завершением срока «отработки» в Любомировке, и молодой человек уже с семьёй – да, в эти годы он создал семью с прекрасной и талантливой певицей Светланой, и у них родился сын Роман – принимает приглашение одногруппника по институту Николая Фёдоровича Баура стать аккомпаниатором в его танцевальном коллективе «Сибирские узоры» в Сибирском доме культуры.

В 1988 году как раз в свой день рождения – 7 июля – в трудовой книжке Свечкаря появилась новая запись. С этого дня вся жизнь Олега Валентиновича будет связана с Сибирским домом культуры и Ростовкой.

– Хотелось всё-таки работать серьёзно, а здесь уже в то время работали настоящие профессионалы, сложились творческие коллективы. Да и руководство птицефабрики очень хорошо относилось к самодеятельности: приобретались костюмы и оборудование, организовывались поездки, даже в командировки на выставки отправляли, где удавалось побывать на семинарах, послушать выступления специалистов, – вспоминает музыкант.

«IN/OUT»

Поменять профессию вынудило время. Девяностые годы в страну стали поступать технические новинки, обеспечивающие качественный звук на концертах, появилось оборудование для звукозаписывающих студий. Как-то в одной из московских командировок на выставке оборудования для шоу-бизнеса Олегу Валентиновичу посчастливилось приобрести первый журнал на русском языке, созданный специально для профессионалов и любителей звукозаписи, производства и использования звуковой и шоу-техники. Он был выпущен в 1992 году и назывался «IN/OUT» («вход/выход» гласит один из вариантов перевода на русский язык). Этот момент Свечкарь считает очень важным в своей биографии. Словно журнал приоткрыл ему дверь в другой мир, ввёл в новую профессию.

Олег Валентинович тщательно изучил номер. В числе публикаций с необходимыми начинающему «звукарю» сведениями он прочёл интервью эстрадного певца и композитора Александра Кальянова, который ранее работал в качестве звукорежиссера с разными эстрадными группами, в том числе и Аллой Пугачёвой. В своей статье Александр Кальянов не только рассказал о своей профессиональной деятельности, но и описал специфику работы звукорежиссёра. Так случилось, что десять лет спустя Олег Валентинович в Павлодаре встретится с Кальяновым лично, и певец подпишет омскому коллеге свою статью в этом памятном журнале.

Но это будет потом, а пока Свечкарь, увлечённый новым направлением, по крупицам собирает информацию, которая хоть как-то относится к звукорежиссуре. Ищет специальную литературу, а издаётся она ничтожно мало. Встречается с артистами и звукорежиссёрами из других городов, которые делятся с сибиряком своим опытом работы в этой области. Так формировалась база знаний, которая впоследствии и позволила ему стать настоящим профессионалом.

– У меня был большой интерес к этой теме, я любил музыку, мне нравилось работать с техникой, нравилось разговаривать со знающими людьми, – признаётся Свечкарь. – Как-то в Омск первый раз приехал Андрей Данилко, который работал под сценическим псевдонимом Верка Сердючка. Артист тогда у нас был ещё не так популярен. Один из моих знакомых был у него арт-директором. И через него мы попали и на концерт, и в гримёрку к Данилко. Общались около часа, нам ребята много полезного рассказали. Также после концерта побеседовал с певцом и композитором Игорем Корнелюком. Он в то время был одним из самых технически подготовленных аранжировщиков. Ценными сведениями поделился клавишник из группы Маши Распутиной.

А практический опыт звукорежиссуры Свечкарь получил, сотрудничая с омской эстрадной группой «Старое кафе». Как-то артисты выступили в Ростовке и потом пригласили Олега Валентиновича поработать вместе. Закупили оборудование, стали делать записи. В составе группы Олег Валентинович ездил на гастроли по городам России, побывал в Греции. Творческий союз длился почти пятнадцать лет.

– Работа в «Старом кафе» подарила мне драгоценный опыт. Такой опыт, сидя на одном месте, не заработаешь, ни на каких курсах не почерпнёшь, – уверен звукорежиссёр. – И я благодарен своим руководителям за понимание и возможность совмещать работу в Сибирском ДК и сотрудничество с группой.

Почти десять лет Олег Валентинович тесно работал с театром эстрадных миниатюр «Виват» Сибирского дома культуры. Звукорежиссёр помогал на сцене реализовать художественный замысел руководителя коллектива Геннадия Николаевича Дьяконова, работал над звуковым оформлением мини-спектаклей. Олегу Валентиновичу пришлось проявить понимание актёрского искусства, способность к импровизации. С «Виват» Свечкарь работал не только на концертах, но и делал студийные записи их пародий, попурри, миниатюр. Однажды даже участвовал в создании шутливой оперы «Место встречи изменить нельзя».

Многогранная профессия

И по сей день Олег Валентинович продолжает заниматься любимым делом. Всегда открыт для общения, готов научить, поделиться знаниями. Он один из инициаторов пилотного проекта «Школа ди-джеев» «Мы вместе», в рамках которого творческая молодёжь Омского района осваивала азы звукорежиссуры. Собрал огромную фонотеку, которой щедро делится с руководителями творческих коллективов Омского района.

– В наше время нет проблем с подбором музыки. В интернете можно найти любую песню, заставку, симфоническую музыку, – убеждён Свечкарь. – Но подбор подходящего к задаче трека – вещь тонкая. Вкус должен быть. Надо понимать качество произведения, а для этого нужно прослушать огромное количество разной хорошей музыки: и классику, и фольклор, и эстраду, и джаз.

И сегодня Олег Валентинович с удовольствием изучает новые технологии. Подбирает и комплектует звуковое и световое оборудование для домов культуры района. Много работает в районной студией звукозаписи. Профессионально готовит и записывает фонограммы. Им созданы авторские диски сольных исполнителей и коллективов пригорода. В их числе – народный хор «Калинушка» Морозовского СДК, народный вокальный ансамбль «Горница» Новотроицкого СДК, образцового вокального ансамбля «Конфетти» Сибирского РДК.

– Проще, конечно, писать в студии, но имею большой опыт записывать коллективы и со сцены. В любом случае нюансов в работе – огромное количество. Техника позволяет улучшить качество звука. Очень часто записываешь с артистом несколько дублей, а потом работаешь над записью, трудишься над каждой фразой, редактируешь, поправляешь, пока не выберешь лучший вариант. В последние два года работы было особенно много: делал записи артистов для онлайн-конкурсов. Пришлось освоить ещё и видеомонтаж, где сводится и звук, и изображение. В сельском ДК надо уметь всё, – резюмирует звукорежиссёр. – Но когда нужны аранжировки, то обращаюсь к коллеге, уникальному человеку, талантливому музыканту, коллеге Юрию Петровичу Горскину.

Также в числе его помощников – любимая семья. Творческие люди, единомышленники. Вместе с Олегом Валентиновичем в Сибирском РДК работает его супруга Светлана Владимировна Свечкарь. Она ведущая солистка Дома культуры, лауреат областных, всероссийских и международных конкурсов. Четверть века поёт в фолк-шоу группе «Ярмарка». Сын Роман окончил музыкальную школу, получил техническое образование и более 10 лет работает звукорежиссером. Кстати, один из участников школы диджеев.

Звукорежиссура – профессия многогранная. Как говорит Олег Валентинович, в её освоении ему помог собственный жизненный опыт, общение с интересными творческими людьми, у которых он учился, и, конечно, самообразование. Свечкарь нашёл себя в этой профессии и с удовольствием продолжает идти по этому пути

 

НА СНИМКАХ: О.В. Свечкарь за пультом; встреча с А. Кальяновым на гастролях в Павлодаре; О.В. Свечкарь с Андреем Данилко, июль, 2001 год; в составе группы «Старое кафе» на гастролях в Курске, встреча с Алёной Апиной, май, 2002 год.

 

Метки:




Наверх ↑

Выпуск: № 16 от 25.04.2024

  • Мы в социальных сетях