Художница из ..." /> Надо разрешить себе творить — Омский пригород

Надо разрешить себе творить

Художница из Красноярки стала обладателем ежегодной премии главы Омского района «За заслуги в развитии культуры на селе» в 2019 году.

Для Светланы Александровны Чернецкой село Красноярка – малая родина. Получив в Омске образование технолога, она вместе с мужем уехала в Пермь, где прожила 13 лет. Училась, творила, путешествовала, общалась с единомышленниками. Совершенствовалась в изостудии Пермского художника Анатолия Френкеля, участвовала в международных выставках «АРТ-Пермь», в этноландшафтных фестивалях «Зов Пармы», «Терракота», «Красное платье», в Московской выставке народных ремёсел «Ладья». А когда шум большого города стал угнетать, художницу потянуло к истокам, поближе к природе, и она вернулась с семьёй в родное село.

В сибирской глубинке её знания и опыт оказались более чем востребованы. Сейчас Светлана Александровна работает преподавателем в художественном отделении Красноярского филиала детской школы искусств Омского района. Учит детей видеть вокруг себя красоту и гармонию, замечать необычное.

Творческие работы её воспитанников ежегодно демонстрируются в поселковых и муниципальных выставках, на областных выставках «Палитра Родины», «Возрождение». Ребята участвуют в районных, зональных, областных, всероссийских и международных конкурсах, становятся лауреатами, дипломантами и победителями. Только за 2018-2019 гг. в 12 конкурсах приняли участие 164 ученика, из которых 116 получили дипломы лауреатов и победителей. За последнюю пятилетку семь раз её воспитанницы удостаивались стипендии главы Омского района, и один раз – стипендии министерства культуры Омской области.

– Светлана Александровна – неординарная личность, художник с яркой индивидуальностью и замечательный педагог. Под её руководством начинают рисовать даже те дети, которые и не подозревали в себе художественные способности. До сих пор удивляюсь, как она это делает, – отмечает директор Красноярского филиала ДШИ Омского района Александр Владимирович Лапин. – Поражаюсь цветовой гамме, которые выбирают её ученики. Они работают в светлых, радостных тонах. Да и сама она человек очень светлый, легкий в общении.

Занимаясь с детьми, Чернецкая не оставляет и личные творческие искания. Постоянно совершенствуется как художник, создаёт фильмы, картины, художественные фотографии. Изготавливает шляпки и сувениры. Её работы привлекают внимание как любителей изобразительного искусства, так и профессионалов. Участвует в выставках компьютерной графики, изобразительного и декоративного творчества, где получает звания лауреата, дипломы победителя.

Особая для неё тема – этника. Изучала наследие народов Алтая, создавала панно, этнические костюмы и украшения. Считает, что этника – это бездонное искусство, в котором можно многое почерпнуть, многое узнать о себе и мире. В ней – глубина, запредельные смыслы, неисследованные пласты знаний. Это наши корни. В областной выставке – конкурсе преподавателей ИЗО «Сокровенное» она представила омской публике работы на алтайскую тему: пейзаж, выполненный пастелью, и текстильно-керамическое панно «Теленгиты – хранители небесных пастбищ». Удивительные, самобытные произведения.

В поисках способа самовыражения художница пробовала работать с разными материалами: краски и пастель, макраме, керамика и текстиль. Керамика… С глиной она много работала в Перми. Глина – живой материал, считает Светлана Александровна, он от земли. Глина созревала тысячелетиями, прежде чем попадала в руки мастеру.

– Её надо почувствовать, и тогда она сама направит мысль и руки, и получится нечто заметное, фактурное, архаичное. Материал как будто тебя ведёт, – признаётся художница.

Светлана Александровна создавала из глины посуду, женские украшения, панно – то, что нужно людям. А ещё – маски.

– Я никогда не знала, какой получится маска, что выйдет из-под моих рук. Не знала, какое у неё будет выражение, какие она вызовет эмоции, – вспоминает Чернецкая. – Но одинаковых никогда не было. Каждый покупатель находил свою маску, которая бы соответствовала его состоянию, его внутреннему миру.

Ещё одна сторона её творчества: ткачество, батик, аппликации из ткани, роспись на ткани. Текстиль всегда под рукой. Для работы с ним не надо специальных условий, печи, сложного оборудования.

– Меня завораживал процесс создания тканей. Это очень трудоёмкая работа, – говорит красноярская мастерица. – Это сегодня при огромном ассортименте и доступности ценность ткани утрачена. Текстиль воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Не то что в старину. Когда ткани создавались долго, их ценили, берегли, а лоскуты хранили в сундуках как богатство. И потом из них создавалось произведение, в которое вложены магия, сила и энергия рода.

Каждая тряпочка несёт информацию, уверена художница. Красная или синяя, в цветочек или клетку, с прихотливым узором или чётким орнаментом – всё это важно, всё имеет значение и по-разному на нас воздействует. И мы, глядя на неё, околдованные цветом и рисунком, из глубины души рождаем новые эмоции, складываем из лоскутков свои композиции, сюжеты, создаём свою музыку в текстиле, которая отражает именно наш внутренний мир.

– Я учу этому детей, – говорит педагог. – Надо найти в себе музыку. Моя задача – не своё детям навязать, а помочь им раскрыть свою индивидуальность через технику и материалы, которые доступны, удобны им. Хочется, чтобы у ребёнка рождалось что-то своё, чтобы он слышал и чувствовал себя. Надо разрешить себе творить.

Что даёт детям художественное творчество? Свободу и спонтанность. Воспитывает усидчивость и концентрацию. Успокаивает. Сегодня дети закомплексованы, скованы правилами, и творчество помогает им выразить себя, побороть страхи.

– Для некоторых детей самое сложное – это свободная тема, – замечает педагог. – Они не знают, что хотят изобразить. Они словно стоят перед непробиваемой стеной свободы. И тогда начинают рисовать то, что у них внутри. А там – страшное: картинки из компьютерных игр с кровавыми битвами. Чтобы вытащить их оттуда, нужна другая реальность: красивая, счастливая, волшебная. Нужно, чтобы они увидели другой мир. Нужно создать для них пространство, в котором будет интересно, в которое их будет тянуть. Благодаря творчеству, мы можем расширить их картину мира и вытеснить негативные образы. Увлечение, внутренний интерес зажигает детей, и они сами войдут в пространство любви, творчества и сказки. И это поменяет их состояние.

Самое трудное, что должен знать и уметь наставник, – помочь развить ребёнка, обогатить его знаниями и направить в верное творческое русло. У Светланы Александровны это получается. Как отметил Лапин, дети её понимают, и она может достучаться до души каждого ученика.

Своими работами, своей одухотворённостью она задаёт высокую планку, к которой стремятся её воспитанники. И пусть не все станут художниками, но художественное восприятие действительности, умение нестандартно мыслить, творчески относиться к любому делу, несомненно, пригодятся им в жизни.

Метки: ,




Наверх ↑

Выпуск: № 16 от 25.04.2024

  • Мы в социальных сетях