Образование

Опубликовано Февраль 27th, 2019 | Татьяна Хорошун

На благо развития

Реалии нашего времени требуют дополнительного профессионального развития педагогов, освоения ими передовых образовательных практик. В программе профобучения педагогов по сингапурской системе приняли участие 130  учителей пригорода.

Тренинги проходили в первой декаде февраля на базе Лузинской школы №2. Обучение состоялось  в рамках образовательного проекта «Программа профессионального развития учителей и руководителей образовательных организаций Омской области при поддержке ONHP». Проект реализуется министерством образования Омской области совместно с ПАО «ОНХП» и Educare International Consultancy (Республика Сингапур).

Сертифицированные тренеры провели двухдневные занятия по теме «Эффективные приемы развития у учеников навыков XXI века» для педагогов Омского района. Тренинги посетили 130 педагогов. И это уже был второй поток. Напомним, первый проходил в декабре 2018 года на базе Сибирской школы №1.

— Сингапурская система интересна тем, что в ней представлены групповые формы работы, — говорит  учитель истории и обществознания Лузинской школы №1 Мария Ерохина, которая прошла этот тренинг. — Система предполагает работу в классах, микрогруппах, парах, причём используются разные формы взаимодействия. Они применимы и при изучении нового материала, и при повторении, и рефлексии. Словом, их можно использовать на всех этапах образовательного процесса.

Сингапурская методика обучения — мощный инструмент, который позволят детям не только получать знания по предмету, но и развивать разнообразные способности. «По итогам исследования PIRLS уровень функциональной грамотности у выпускников из Сингапура – один из высочайших в мире», —писала в 2017 году «Учительская газета» (http://ug.ru/article/1017). Юные граждане этой страны показывают лучшие результаты в мире по математике и естественным наукам. А с 1995 года они демонстрируют лучшие знания в международном исследовании TIMSS. Кроме того, издание подчёркивает, что в 2008 году консалтинговая компания McKinsey назвала школьную систему Сингапура самой эффективной в мире. Международная компания International Institute for Management Development объявила, что сингапурская система образования более всего соответствует требованиям, которые предъявляет к выпускникам школ глобальная экономика – так называемая «экономика знаний».

По словам директора Ресурсного центра информатизации и методического обеспечения в сфере образования Елены Пузановой, международные исследования последних лет показали, что в российской школе в плане функциональной грамотности в десятке лучших находятся только четвероклассники.

— Функциональная грамотность – это умение ребёнка работать с разного вида информацией, переводить её, кодировать, извлекать из неё самое главное, — разъясняет Пузанова. — Это то, на чём строится ОГЭ и ЕГЭ: умение внимательно прочесть задание, понять, что необходимо сделать, и выдать правильное решение. Так вот этой функциональной грамотности нашим детям как раз и не хватает.

Опыт сингапурских педагогов постепенно стал использоваться и в российских школах. В первую очередь его применили в образовательных учреждениях Москвы и Санкт-Петербурга. Успешно подхватили нововведение педагоги Казани. Всего за несколько лет дети из этих регионов стали победителями олимпиад по функциональной грамотности. Теперь и министерство образования Омской области приняло решение об освоении подходов, которые транслирует сингапурская система.

— Суть методики заключается в том, чтобы активно вовлечь ребёнка в образовательный процесс от пассивного участия до активного взаимодействия, — подчеркнула  директор Ресурсного центра. — Основой являются четыре принципа: позитивная взаимозависимость,  индивидуальная ответственность, равное участие и одновременное взаимодействие. Ключевые компоненты превращают работу в классе в командную. И тогда каждый ребёнок чувствует, что его участие важно, и если он что-то сделает, то это обязательно войдёт в общий зачёт.

Сингапурская система удачно согласуется  с федеральными государственными образовательными стандартами, которые тоже подчёркивают необходимость деятельностного подхода, ставящего главной целью развитие личности ученика. Работая по иностранной методике, педагог на уроке задействует весь класс, увеличивает разнообразие форм и средств, которые повышают и стимулируют активность ребёнка. В результате управляемого педагогом взаимодействия ученики учатся думать, формулировать ответы, выстраивать диалог. У них развивается речь и мышление, умение сотрудничать, повышается интерес к предмету. Способность выстраивать в учёбе и работе эффективные отношения приведёт ребёнка к успешной социализации в жизни.

Понятно, что физкультура и иностранный язык, технология и история требуют разных подходов и форм взаимодействия детей. Поэтому, как заметила Елена Пузанова, каждый предметник из предложенной технологии выбирает те приёмы, которые ему подходят и необходимы для достижения определённого результата.

Омские педагоги с энтузиазмом включились в освоение сингапурской системы. В настоящее время в тренингах по изучению иностранного опыта приняли участие почти 80 процентов учителей из десяти общеобразовательных школ Омского района (Сибирских №1 и №2, Богословской, Розовской, Омской, Петровской №2, Лузинских №1 и №2, Иртышской и Ключевской). А 21 февраля на базе Сибирской школы №1, которая теперь — стажёрская площадка,  прошли обучение заместители директоров школ. В дальнейшем на базе этого учреждения будут проходить занятия для учителей начальных классов, гуманитарного и естественнонаучного циклов. Педагогам продемонстрируют, как могут работать новые обучающие структуры на благо развития у детей навыков и компетенций XXI века.

 


Комментарий:

Татьяна Дернова, министр образования Омской области:

Сингапурская образовательная система абсолютно применима в России, потому что она базируется в том числе и на опыте советских педагогов-новаторов. Главный её принцип – практикоориентированность. Каждый ребёнок получает возможность выполнить все задания самостоятельно, а не наблюдать за тем, как это делает учитель или кто-то другой. Деятельностный подход – это принцип и современного Федерального государственного образовательного стандарта. В сочетании это даёт очень хороший эффект: мы получаем уверенность, что каждый ребёнок усвоил материал урока.

http://kvnews.ru/news-feed/103207

 

 

Метки: ,




Наверх ↑

Выпуск: № 16 от 25.04.2024

  • Мы в социальных сетях