Опубликовано Март 26th, 2023 | Редакция газеты
Маленькие чудеса в большой природе
Игра с песком как способ развития ребенка известен с древних времен.
С появлением интерактивной песочницы в Лузинской модельной библиотеке библиотечная деятельность стала интересней и разнообразней. В 2023 году стартовал проект «Маленькие чудеса в большой природе», цель которого – формирование представлений о сезонных изменениях в природе посредством песочной терапии. Он представляет собой комплекс развивающих мероприятий, направленных на формирование интереса к чтению художественных произведений о природе (растениях, птицах, животных). Для чтения вслух, что стало неотъемлемой частью мероприятий, используется лучшая классическая и современная детская литература. Например, произведения таких писателей, как Н. Сладков, Г. Х. Андерсен, В. Бианки, М. Пришвин и др. Проект рассчитан на 2023 год.
У детей дошкольного возраста преобладает эмоционально-чувственный способ освоения окружающего мира. У них формируются такие свойства и качества личности, которые определят её сущность в будущем. Старший дошкольный возраст является наилучшим периодом для формирования правильного экологического мышления.
Занятия проходят с группами из 6 ребят раз в месяц по выходным дням в утреннее время. Мы приглашаем всех детей, которые проявляют интерес к этой теме. Число участников выбрано неслучайно, потому что в таком составе комфортней работать с песком, не мешая другим.
В ходе беседы ярко выделяются дети, с которыми занимаются и читают дома – такие малыши лучше ориентируются в книжном разнообразии, знакомы с устным народным творчеством, знают сказки, потешки, помнят авторов детских стихов и книг.
Интерактивная песочница позволяет решить множество воспитательных, обучающих и развивающих задач. Их реализация осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной, а также чтения художественной литературы.
Проект состоит из 4 модулей: «Зимушка снежная», «Весна-красна», «Лето солнечное», «Осень золотая» и включает 12 «уроков волшебства». Реализация каждого модуля направлена на знакомство детей с характерными особенностями каждого времени года, с народными приметами, с многообразием обрядов и праздников, с сезонными изменениями в жизни растений, насекомых, птиц, животных. В основе планирования уроков – смена сезонов, а также календарь праздников, юбилейных дат, традиций. При этом в своей работе мы использовали индивидуально-дифференцированный подход и принимали во внимание индивидуальные особенности детей, их интересы, уровень знаний по теме, уровень физического развития.
Система интегрированной деятельности с использованием песочной терапии дает больший воспитательный и образовательный эффект. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. В песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все психические процессы (восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь) и моторика. Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Самое главное заключается в том, чтоб уроки волшебства были не только радостным и желанным времяпровождением, но и одновременно стали полезным, эффективным занятием для ребят. В свою очередь немаловажно отметить, что библиотека приобретет новых читателей, а это также влияет на формирование положительного имиджа библиотеки среди населения.
Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка, именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в разных развивающих и обучающих занятиях.
А детям так нравятся эти игры с волшебным песком!
Л. С. Лапшина