Образование

Опубликовано Октябрь 14th, 2021 | Редакция газеты

«Легенды Байкала»

Ежегодно в рамках национального проекта «Культура» школьники из числа стипендиатов главы Омского района, а значит, победители олимпиад, творческих конкурсов и соревнований, поощряются поездкой по культурно-просветительской программе «Моя Россия».

Поездка состоялась и в этом году. Десять учащихся отправились по маршруту «Легенды Байкала» в Улан-Удэ, столицу Республики Бурятия. Путешествие длилось с 3 по 10 октября. Впечатления от поездки оказались настолько сильными, что ребята с удовольствием поделились ими и рассказали нам о том, чем их поразил этот уникальный регион Восточной Сибири.

Владислава Сокол, ученица 11 «Б» класса, МБОУ «Лузинская СОШ № 2»

«В этом году мне посчастливилось попасть на Байкал в рамках национального проекта «Культура 2021. Моя Россия». Никогда не думала, что Бурятия настолько красивый, живописный регион со своей самобытной историей и культурой.

Можно сказать, что наша экскурсия началась за день до прибытия на место назначения. Из окна поезда открывались такие величественные и захватывающие виды: густые, по-осеннему красивые леса, заснеженные горы, величественные реки и шустрые каменистые речушки, маленькие деревеньки, мелькающие среди гор и лесов, и горящие ночными огнями города…

Самое интересное началось с прибытием на станцию Танхой. Здесь мы смогли насладиться красотой и мощью Байкала, посетить музей истории и природы озера, побывать в живописном байкальском заповеднике, полакомиться кедровыми орешками, заботливо оставленными для нас птичкой-кедровкой. Дальше нас ждала дорога по горному перевалу Хамардабана в столицу Бурятской республики город Улан-Удэ. Во время пути наш замечательный гид рассказал нам историю освоения этой территории.

На следующий день в программе была запланирована необычная экскурсия в Этнографический бурятский комплекс, в который входила традиционная бурятская деревня. Здесь нас научили играть в разные вариации народной игры в кости, исполнять танец Ёхор, играть в подвижные уличные игры. Всё это сопровождалось местными песнями. А ещё радушные хозяева угостили блюдами национальной кухни. Ну и какое знакомство с культурой без знакомства с религией местных жителей? Поэтому нас ждала ещё и экскурсия в Дом-музей бурятского буддийского ламы, учёного, дипломата, религиозного, государственного и общественного деятеля России, Тибета и Монголии Агвана Доржиева. Этот день стал погружением в местную культуру, а закончился он посещением Бурятского театра оперы и балета с его закулисьем и мастерскими по изготовлению костюмов и декораций, а также увлекательно-познавательным квестом по историческому центру города.

Следующий день встретил нас пасмурной погодой, но это не помешало посетить Национальный музей истории Бурятии, самую большую сувенирную лавку в Улан-Удэ и отправиться в город Новоселенгинск, известный проживавшими там ссыльными декабристами. Гостеприимные горожане познакомили нас с историей города и дали возможность размяться с дороги, предложив пройти несколько интересных квестов.

В последний день нас ждала поездка в деревню, где нас познакомили с бытом старообрядцев Бурятии и угостили обедом из блюд традиционной сибирской кухни. И заключительной точкой нашего путешествия стала прогулка по парку Ринпоче Багша и посещение одноимённого дацана. А дальше – переезд на вокзал и прощай, гостеприимная, радушная Бурятия. Мы будем скучать.

В заключении хотелось бы выразить огромную благодарность организаторам, потому что благодаря этому проекту сбываются мечты многих школьников. И, конечно, огромное спасибо нашим гидам и экскурсоводам, ведь без вас было бы невозможно полное погружение в историю и культуру региона».

Полина Антонова, 11 А класс, МБОУ «Лузинская СОШ № 2»

«В первый день нашего путешествия мы поехали к самому Байкалу. В тот день он был неспокоен, дул довольно сильный ветер, но, несмотря на это, мы все получили положительные эмоции. После мы посетили визит-центр «Байкал заповедный», где много узнали об озере, о местных жителях, о взаимодействии людей с ним, о его истории. Позже были в историко-мемориальном комплексе «Байкальская переправа», где нам рассказали о роли и значении Байкальский переправы во время строительства Транссибирской магистрали и в период русско-японской войны.

Во второй день мы побывали в этнографическом бурятском комплексе, где узнали много о быте бурятов, их традициях. …Третий день начался с экскурсии в Национальный музей истории Бурятии, и в этот же день мы проходили квест «Чайный путь», поиграли в лото по этой теме, а по завершении игры каждый получил приз.

В 4 день мы оказались в старообрядческом селе Десятниково в гостях у староверов. Видно, как они любят свою культуру. А завершилось наше путешествие по Бурятии экскурсией в парк Ринпоче Багша, где открылся прекрасный вид на город. Мы посетили буддийский храм, в нём стоит шестиметровая позолоченная статуя Будды, очень впечатляющее зрелище.

Каждый день открывал нам Бурятию и её жителей с новой стороны. Здесь люди искренне любят свою культуру и чтут традиции, они очень рады рассказать о них всем гостям. Именно благодаря этим людям путешествие стало атмосферным и интересным».

Екатерина Полякова, 8 класс, МБОУ «Богословская СОШ»

«Мое увлекательное путешествие началось со знакомства с Бурятией. Мы посетили музей природы и Байкальский заповедник, где погуляли по очень красивой тропе «Кедровая аллея», полюбовались видами природы, увидели Байкал. В Улан-Удэ мы побывали в бурятском комплексе, где познакомились с интересными людьми, от которых узнали о жизни в Бурятии, посетили Дом-музей Агвана Доржиева, театр оперы и балета, где посчастливилось увидеть установку декораций к вечернему выступлению, также побывали в цехах по изготовлению костюмов и декораций.

В национальном музее нам рассказали о жизни бурят в юрте, про их медицину, буддийских богов и т. д. В музее декабристов узнали много интересного о жизни декабристов в ссылке. В деревне у староверов весело провели время за играми, песнями, танцами и многим другим. А в столице Бурятии наша делегация побывала в буддийском храме Ринпоче Багша, там увидели шестиметровую позолоченную статую Будды Шакьямуни – основателя буддизма».

Полина Янсонс, 7 класс, МБОУ «Путинцевская ООШ»

«Культурно-просветительский маршрут «Легенды Байкала» запомнился тем, что у меня это первая поездка такого типа. На Байкале мы пробыли минут пятьдесят, после чего пошли в визит-центр Байкальского заповедника, где увидели соболей. В Этнографическом бурятском комплексе мы узнали, как жили в старину буряты, увидели верблюда, а также поиграли в национальную игру «шагай». Станцевали национальный танец и поиграли в игры. Далее мы поехали обедать и попробовали буузы. В Доме-музее Доржиева для нас провели очень интересную экскурсию. Потом мы погуляли по новому Ацагатскому дацану. Также осталось у меня в памяти посещение Бурятского театра оперы и балета. Я узнала, что происходит за кулисами и как готовится сцена. Третий день был не менее интересным. Мы узнали об истории освоения Сибири и декабристах.

В старообрядческом селе Десятниково нам провели экскурсию «В гостях у Семейских». Было очень интересно узнать, как люди жили раньше, так что я слушала с интересом. Мы сделали лепешки и пожарили их в русской печи, а потом их съели. И завершила наш день поездка в Ринпоче Багша, откуда пред нами открылся просто захватывающий вид на город. Нас завели в буддийский храм, где находилась очень большая статуя Будды. В целом поездка была очень интересная и познавательная. Я узнала много нового и интересного. Ну и самое главное – побывала на Байкале, самом большом озере».

Владислав Григорьев, 10 класс, МБОУ «Чернолученская СОШ»

«Путешествие к Байкалу. Осень – прекрасное время года, а осень на Байкале прекрасна вдвойне. Поэтому я искренне рад, что мне предоставилась такая исключительная возможность, как путешествие к этому великому озеру в рамках проекта «Моя Россия».

В путь мы отправились поездом, что тоже прекрасно, ведь можно хорошо познакомиться с ребятами, получить множество приятных воспоминаний помимо программы. Тем более из окна можно любоваться чудесными видами на протяжении всей увлекательной дороги.

Современный визит-центр «Байкал заповедный» открыл нам удивительный мир, историю древнего озера. Мы получили наглядное объяснение всех природных явлений, представление обо всей местной флоре и фауне, об особенностях местного климата. Прекрасно, что есть такой шанс познакомиться с прошлым самого большого озера в мире, да ещё в таком современно оборудованном центре. Хочется, чтобы его посещало как можно больше людей и как можно больше людей узнавало также об его экологических проблемах и никогда не нарушало экологических законов как местного заповедного региона, так и родного края.

Знакомство с бурятской культурой оставило незабываемое впечатление, это поистине отдельное путешествие в традицию другого народа, культуру не отходящей от природы, а живущей с ней в равновесии и гармонии. Познание незнакомых до этого обычаев, обрядов и устоев необходимо для понимания жизни коренного населения.

Музей декабристов пролил свет на биографию великих людей, их вклад в историю такого далекого от центра России региона. Например, меня поразила деятельность купца Старцева. Новые факты из квеста «Чайный путь» значительно расширили мой кругозор, хотелось бы пройти его ещё раз.

Посещение старообрядцев Семейских погрузило в атмосферу старинного быта, обычаев закрытого общества, но добрых и госте­приимных людей. Песни, хороводы, музыка, семейная обстановка действительно доставляют удовольствие, хотелось бы вернуться туда ещё много раз.

Поездка, новые впечатления, знакомства, истории, биографии – это навсегда останется в моей памяти, будет полезным опытом. Хочется сказать спасибо за замечательную возможность исследовать другие регионы своей страны, узнать историю других народов».

Денис Солошенко, ученик МБОУ «Красноярская СОШ»

«Поездка была невероятно интересной. Особенно меня впечатлила история озера и республики Бурятия. Прежде я не видел таких красот. Оказалось, что Байкал – это не просто озеро, а тектонический разлом. Из-за движения литосферных плит в Байкале каждый день происходят незначительные подводные землетрясения. В будущем этот разлом разделит Евразию на два континента, а Байкал станет новым океаном. Обычаи древних бурят оказались довольно необычными. Главой в семье был мужчина. Жили они в юртах, и главным богатством считался скот. Узнал о нарядах и украшениях. Также нам рассказали, как вежливо подавать чай. Я хотел бы вернуться туда и еще раз увидеть заповедный Байкал. Это было захватывающее путешествие, и жалко, что оно закончилось».

Анастасия Дрозд, ученица 8 А класса, МБОУ «Пушкинская СОШ»

«В этом году я получила стипендию главы Омского района за успехи в научной деятельности, и мне предоставили поездку в чудесный город Улан-Удэ. Этнографический музей народов Забайкалья произвел на меня огромнейшее впечатление! Это было как будто погружение в другую реальность, другой мир. В мир народа со своей религией, философией, древними обычаями и традициями. Мы прикоснулись к жизни этого народа: играли в национальные игры, узнали, как проходят их свадьбы, побывали в юртах, водили хороводы, танцевали народный танец.

Были в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета имени Г. Ц. Цыдынжапова. Там мы побывали на сцене и увидели, как делают декорации для выступлений, заходили в производственные цеха.

И напоследок у нас была обзорная экскурсия по городу Улан-Удэ. На площади Советов мы увидели главную достопримечательность города – огромную голову Ленина.

Ее установили к 100‑летию вождя в 1970 году. Высота памятника почти 8 метров. Это самая большая скульптура головы Ленина в мире. Я была очень удивлена, не думала, что она окажется настолько огромной!

Я очень рада, что мне представилась возможность посетить такой удивительный и живописный край нашей страны! Я познакомилась с интересными людьми, побывала в необычных местах и узнала для себя много нового».