Культура

Опубликовано Январь 13th, 2023 | Татьяна Хорошун

0

Красота вокруг нас

Новогодние праздники, наполненные ароматами хвои, конфет и мандаринов, долгие зимние вечера – прекрасное время для творчества. Ожидание чего-то необычного, чудесного будит воображение. В эти дни так и хочется заняться чем-то приятным и красивым: порисовать или смастерить своими руками уютную вещицу. Замечательно, если к творческому процессу подключатся дети.

О том, почему важно учить детей создавать красоту, чем полезно рисование и чему учат в художественной школе, мы поговорили с преподавателем художественного отдела Лузинского филиала детской школы искусств Омского района Светланой Марьяновной Паленковой.

За три десятилетия педагогической деятельности Светлана Марьяновна приобщила к художественному творчеству десятки детей. Кто-то из её талантливых выпускников стал учиться дальше, чтобы совершенствовать своё мастерство. А кто-то получил профессию, не связанную с рисованием, однако продолжает любить искусство, понимает его и привносит в свою жизнь красоту и гармонию. Эстетическое воспитание и хороший вкус, сформированный годами учёбы, сказываются во всём: в выборе одежды, домашнего интерьера, проведении досуга и даже в личных отношениях.

– Всегда считала, что «красота спасёт мир», – говорит Светлана Марьяновна, подкрепляя своё убеждение известной фразой Фёдора Михайловича Достоевского. – Красота созидательна. Когда ты своими руками что-то красивое создаёшь, то очищаешь свою душу. Это понятие, которое охватывает и отношения между людьми, и доброту, и любовь, и человечность. Всё это и есть красота, облагораживающая наш внутренний мир.

– В чем ещё польза рисования для ребенка?

– Занятия рисунком развивают у детей интеллект. В пальчиках много рецепторов. От них во время рисования импульсы поступают в головной мозг, отсюда и развитие. Обычно родители отдают малыша в школу искусств как раз с этой целью – развить руки, умственные способности, ну и ещё чтобы занять его в свободное время. Часто бывает так, что ребёнок, даже если сначала не хочет заниматься ИЗО, постепенно втягивается в процесс и потом находит его увлекательным.

Считаю, что у каждого ребёнка есть способности, просто раскрываются они у кого-то раньше, а у кого-то позже. И это нормально. Главное, чтобы было желание заниматься. Безусловно, есть дети, которым рисование даётся легче, чем другим.

У нас есть статистика: в первый и даже во второй год обучения ребёнок ещё может бросить школу по какой-то причине. Но чем ближе к выпуску, тем прекращение занятий становится всё менее вероятным. А те, кто доучился до пятого класса, уже совсем «наши люди», единомышленники. Даже после окончания школы они приходят к нам в гости, показывают свои работы, причём некоторые произведения выполнены уже на очень высоком уровне. Меня это очень радует.

– Насколько знания и навыки, полученные в художественной школе, пригодятся им в жизни?

– Наше образование, помимо сугубо художественного направления, пригодится и в других сферах деятельности, где рисующие специалисты востребованы: в ландшафтном дизайне, моделировании одежды, ногтевом сервисе, парикмахерском деле. Для того чтобы работать в этих сферах, надо уметь рисовать, а это стимулирует детей учиться, получать художественное образование и сделать профессиональную карьеру.

– Что любят рисовать современные дети?

– К сожалению, подчас они предпочитают рисовать то, что не несёт художественной ценности. Например, монстров, эльфов, героев некоторых японских мультфильмов. Сегодня просто бум, засилье этих неприятных персонажей. Говорю, что изображать их даже непатриотично. В России сняты прекрасные фильмы, мультфильмы с интересными героями, почему вы их не рисуете, а изображаете тех, кто отражает культурные традиции другого народа? А нужно проявлять себя как творческие личности, уметь видеть красоту в своих традициях, в окружающем мире, в природе. Красота вокруг нас.

Традиции русской национальной культуры накапливались веками. Мы имеем уникальное, богатейшее наследие, оставленное нам предками. Мы должны гордиться им. Одна иконопись чего стоит! Художник, прежде чем святые образы писать, должен был себя к этой тонкой работе подготовить, церковные таинства пройти, молитвой душу в порядок привести. Потому и рождались шедевры! Храмы без гвоздя строили! И в декоративно-прикладном творчестве наш народ талантлив. Это проявлялось в кружевоплетении, лоскутном шитье, национальных костюмах, разнообразно украшенных орнаментами…

Хорошо, что сейчас наблюдается возрождение патриотизма в художественном творчестве. В работе с детьми мы стараемся опираться на наши традиции. Рассказываем об истории русской культуры.

– Творчество каких художников ценят ваши ученики?

– В основном интересуются творчеством русских художников‑реалистов. Им нравятся работы Исаака Левитана, Василия Сурикова, Ильи Репина. Ребят привлекает их умение выразительно реалистично изображать людей, природу. Пуантилизм понравился, а вот авангардизм они не понимают. Им ещё сложно воспринимать эстетику Кандинского, Малевича, Шагала, поэтому надо объяснять, в чём новаторство творческого подхода этих художников.

– А вы используете на занятиях новые технологии?

– Мы их применяем, хотя основа методики, конечно, классическая. Это касается и обучения основам композиции, и рисунка, и пропорций человека, и окружающих нас предметов. Например, на занятиях по построению предмета вводим элементы коллажа.

В целом и в нашем Лузинском филиале, и в районе, и в Омске педагоги в художественных школах очень сильные. К каждому можно приходить на мастер-класс. Я хоть и с тридцатилетним опытом работы, но всё равно у каждого почерпну для себя что-то новое, неожиданное, какой-то интересный подход к обучению.

– Вы не только педагог-художник, вы ещё и мастер декоративно-прикладного искусства, а этот вид деятельности предполагает создание утилитарных вещей, украшающих нашу жизнь. А дети хотят создавать интересные вещи для себя, для дома?

– Да, и делают это с удовольствием. Хотя некоторые сначала не знают, что такое пяльцы, плохо вставляют нитку в иголку, неумело вырезают фигуры. И пусть первые работы несовершенны, но в них есть своя привлекательность, своя особенность. Постепенно дети всему обучаются. Потом они изготавливают красивые подарки своими руками, например, броши в технике валяния, дарят их маме. Как-то мы бусы делали. Видела, что ребята сами расписывали банданы в технике батик. Эксклюзивные вещи получились. Дети дорожат своими изделиями.

Досье

Светлана Марьяновна Паленкова работает преподавателем в Лузинском филиале детской школы искусств Омского района с 1993 года. Именно она тогда открыла в этой школе художественное отделение.

Работы учеников Светланы Марьяновны отличаются яркой индивидуальностью, высоким творческим мастерством и профессионализмом. Ежегодно её воспитанники становятся лауреатами конкурсов, выставок различного уровня. Им присуждались премии главы Омского района «Юные дарования», стипендии министерства культуры Омской области, а также премии главы Лузинского сельского поселения.

Светлана Марьяновна и сама продолжает творческую деятельность. Участвует в профессиональных конкурсах работ преподавателей ДХШ и ДШИ, где подтверждает свой профессиональный уровень дипломами лауреата. Регулярно посещает курсы повышения квалификации, мастер-классы, открытые уроки, семинары.

За педагогический труд не раз была отмечена почетными грамотами и благодарственными письмами. В 2014 и 2018 годах награждена почетными грамотами министерства культуры Омской области, в 2020 году – почетной грамотой правительства Омской области.

Метки: ,




Комментарии закрыты.

Наверх ↑
  • Мы в социальных сетях

  • Выпуск: № 4 от 02.02.2023