Культура

Опубликовано Май 14th, 2019 | Татьяна Хорошун

Инесса Маркелова: «Режиссёр – профессия зрелых людей»

25 апреля состоялось торжественное вручение ежегодной премии главы Омского района «За заслуги в развитии культуры на селе». Ныне по итогам 2018 года премия присуждена режиссеру народной театральной студии «Эксперимент» Сибирского РДК Инессе Александровне Маркеловой.

Людям, погружённым в пространство культуры Омского района, героиню сегодняшнего интервью представлять не надо. Без творчества Инессы Маркеловой многие мероприятия  села Ростовка, да и Омского района были бы не столь яркими и впечатляющими. Выступая в амплуа сценариста, режиссёра, звукорежиссёра, актрисы и ведущей концертов Инесса Александровна всё старается делать добротно, на высоком уровне, за что и заслужила профессиональное и зрительское признание.

А теперь немного предыстории. Свой театр она начала создавать в 2006 году. Сначала организовала детский театральный коллектив «Маски», а затем на его базе в 2009 году появился  взрослый театральный коллектив «Эксперимент», который позднее получил звание «народный». В театре Маркеловой занимаются как дети, так и взрослые, все желающие творчески проявить себя на сцене. Она вовлекла в театральную жизнь более 50 человек! Среди самодеятельных актёров есть и педагоги, и медработники, сотрудники органов внутренних дел, труженики Сибирской птицефабрики и ТЭЦ-5, есть и домохозяйки, библиотекари, студенты, школьники. Большая творческая команда участвует в праздниках, народных гуляниях, интерактивных программах, театрализованных концертах и представлениях. Стало традицией ежегодно ставить новогодние ёлки. На сцене Сибирского РДК Маркелова со своей труппой поставила сказки «Под парусами за чудесами», «По щучьему велению», «Ну и ну», «Морозко»,  «Щелкунчик». Бурные аплодисменты, внимание и любовь зрителей — заслуженные награды самодеятельным артистам.

Но не менее важны для театра и награды, полученные на творческих конкурсах. Начало положил спектакль «Марьино поле» по пьесе Олега Богаева, который в 2015 году занял 1 место на муниципальном, городском и областном театральных конкурсах. Коллектив стал обладателем  Гран-при, а также лауреатом в номинациях «Лучшее актерское трио», «Лучшее музыкальное оформление», «Лучшая сценография». Инесса Маркелова была удостоена за эту работу диплома «За лучшую режиссуру», а ведущая артистка Татьяна Ярыгина — «За лучшую женскую роль».

В 2016 году Маркелова поставила феерию «Синяя птица» по мотивам пьесы Мориса Метерлинка, которая на муниципальном конкурсе «Театральная весна» получила диплом лауреата I степени. Стал лауреатом областного конкурса водевиль «Игра вслепую» по пьесе Авксентия Цагарели «Ханума». В 2017 году экологическая притча «Маугли» на муниципальном конкурсе получила Гран-при и диплом «Лучшая режиссерская работа». В 2018 году с постановкой «Маленькая принцесса» по роману Френсис Бёрнет театр «Эксперимент» вновь занял 1 место в областном театральном фестивале «Театральная шкатулка». И в 2019 году театральный коллектив «Эксперимент» на муниципальном фестивале «Театральная весна» получил Гран-при за спектакль «Лоскутик и облако» по мотивам повести Софьи Прокофьевой и за литературно-музыкальную композицию на военную тему «Почтальонка».

Вот уже  пятнадцать лет она работает в Ростовке.  Её спектакли воспитывают и просвещают, радуют и утешают. В них со зрителем разговаривают о нравственности и любви, о честности и доброте.  Они показывают людям прекрасное. В её постановках звучат классическая музыка и художественное слово. И судя по тому, что публике нравятся её спектакли, потребность в искреннем, талантливом творчестве в обществе сохраняется до сих пор, несмотря ни на какие социальные перемены.

«Я постоянно что-то ставлю и шью»

— Инесса Александровна! От души поздравляю вас с высокой наградой. И сразу задам первый вопрос, а почему вы свою жизнь связали со сферой культуры? Видимо, интерес возник с детства?

— Да, это с детства. Сколько себя помню, я постоянно что-то ставлю и шью. Когда мы жили в Ташкенте, я организовывала детей, придумывала какие-то постановки. Научилась у мамы шить  и мастерила к спектаклям костюмы. Поступать планировала на актёрский факультет, но мама меня отговорила. Поскольку мы жили в Узбекистане, где свой менталитет и традиции, мама справедливо предположила, что с моей внешностью роли национальных героинь мне играть не дадут. При этом она понимала, что моя жизнь будет связана с творческой деятельностью, потому что со сцены я не сходила,  и убедила меня подать документы на новый в ту пору факультет в местном институте культуры— на «режиссёра массовых праздников». Она педагог, авторитет для меня, и я её послушала, о чём не пожалела. Оканчивала институт, уже будучи замужем и с ребёнком. В 1990 году мы были вынуждены переехать в Омск. Десять лет пробыла в декрете. Пока поднимала трёх сыновей, организовывала домашние праздники, ставила спектакли для местных  ребятишек. Потом меня пригласили в Ростовку  в Сибирский дом культуры. Мои интересы на сыновей оказали большое влияние, и сейчас мальчики мне помогают. Близнецы Александр и Павел играют в театре, а старший Иван — музыкант и инженер, по образованию энергетик, занимается светом.

— Какие педагоги повлияли на вас как на режиссёра?

— На курсах повышения квалификации в Омске мне встретились хорошие педагоги. Многое дал режиссёр театрализованных представлений Валерий Викторович Конаков. Какие-то постулаты режиссерские я переняла от него. Благодаря ему, я многое поняла в режиссуре массовых праздников. Андрей Юрьевич Павлов раскрыл секреты написания сценариев. А Светлана Александровна Павлова преподавала игротехнику, поведение на сцене, ведение концертов, учила, чем заполнять паузы на концертах.

Формула театра

— По вашему мнению, какие у вас самые значимые работы?

Самая значимая — это «Марьино поле». Это была моя первая работа как  театрального режиссёра. Почему мы назвали свой театр «Эксперимент»? Мы в «Марьином поле» экспериментировали. Попробовали работать с другим литературным материалом, другими выразительными средствами. Мне в ту пору уже исполнилось сорок лет. Наверное, созрела до такой темы. Режиссёр – профессия зрелых людей. Эта очень сложная, интеллектуальная,  философская профессия.

В 2010 году к юбилею Великой Победы, захотелось поставить что-то пронзительное, проникновенное. Нашла пьесу Богаева. Пока читала – и плакала, и смеялась. Значит, и зрителям будет интересно. Поставили спектакль. С ним  мы победили на муниципальном конкурсе, взяли все призы на областном в Седельниково. У нас крылья выросли. А в 2011 году поставили «Последнюю жертву» по Островскому. Тоже стали лауреатами III степени на областном фестивале любительских театров в Кормиловке. Потом ещё на волне моего увлечения русской словесностью выпустили спектакль «Родное моё чужое». Захотелось поговорить со зрителем о проблеме сохранения русского языка и засорения речи иностранными словами.

Интересный получился спектакль  «Ханума». Честно говоря, подобных любительских постановок в Омской области я не видела. Обычно все театры ставят эту пьесу в стиле Товстоногова, в грузинском колорите. А у нас спектакль выполнен в чёткой стилистике, основа которой – шахматная доска. И все костюмы поддерживали шахматную тему. Купец – белый, князь – чёрный.   Ханума и Кабато – два игрока, и они двигают фигуры. Великолепно сыграла роль Ханумы Татьяна Ярыгина.

— Что дают людям занятия в театральной студии?

—Это клуб единомышленников. Играя роль, человек получает возможность посмотреть на себя другого со стороны. Зритель идёт в театр увидеть и услышать про себя то, в чём он боится в себе признаться. А в любительский театр идут играть люди, чтобы увидеть в себе то, в чём стесняются в себе признаться. Эта формула меня устраивает. Конечно, люди в театре раскрывают творческий потенциал. Выступая на сцене, они что-то преодолевают в себе, хотят подняться в собственных глазах, себя зауважать. На сцене они искренни, ведь фальшь сразу видна. А после испытанного стресса, после того, как сыграют роль и услышат аплодисменты благодарного зрителя, они внутренне меняются. Студия потом становится неотъемлемой частью их жизни.

Любительский театр собирает людей, которые любят играть. Каждый актёр на вес золота. И мне каждого хочется поощрить. Сейчас наш  театр растёт. Если в 2010 году у нас было всего три женщины, то сейчас почти двадцать человек. И среди них есть мужчины. Но все главные мужские роли играет мой средний сын Александр. Он стержень спектакля, я на него могу опереться.

Три правды театра

В этом году общественность отмечает Год театра. Вы планируете его ознаменовать какими-то творческими проектами?

— Мы уже начали реализовывать. И получили первые результаты. У меня сейчас три группы и раньше было сложно задействовать всех. Это и финансовая, и творческая нагрузка.  В этом году я напрягла все силы, чтоб выступили все три группы. Со средней группой мы стали лауреатами I степени с композицией «Почтальонка» на II Общероссийском патриотическом фестивале «Никто не забыт, ничто не забыто», который проходил на Алтае. С младшей группой поставили «Лоскутик и облако» и спектакль получил «Гран-при» в муниципальном конкурсе «Театральная весна». И надеемся съездить с ним в Калугу на всероссийский фестиваль. А со взрослыми мы ещё  готовим комедию «Женский вопрос» по пьесе Надежды Тэффи. Она в своём произведении довела стремление женщин к эмансипации до абсурда. Женщины с мужчинами меняются ролями. Хотели женщины работать как мужчины, вот и становитесь извозчиками, генералами, адъютантами. Но спектакль должен дышать сегодняшним днём, поэтому я ввела в него современные профессии, которые тоже совершенно не подходят женщине. В том, чтобы творческий эксперимент выглядел логично и естественно, и есть работа режиссера, чтобы на сцене была правда сценическая, жизненная и правда актёрская.

— Чему, по вашему мнению, учит театр?

— Театр и совесть я считаю парные понятия. Мне бы хотелось, чтобы он учил чистоте помыслов и учил прислушиваться к голосу совести и поступать по совести. Какие помыслы, такие и поступки.

— А как вы подбираете материал для спектаклей?

— Почти всё свободное время нахожусь в поиске материала, который был бы интересен мне и который смогут сыграть мои актёры. Конечно, в интернете просматриваю театральные работы, чтобы что-то своё родилось, появились какие-то идеи, образы. Костюмами сейчас занимается швея Ирина Одинцова. Обшивает наши спектакли, но когда слишком много работы, я тоже подключаюсь. Нас в финансах поддерживает директор Сибирского РДК Алена Михайловна Карпец, а такая поддержка окрыляет. И, кстати, она хоть и занятой человек, но примет участие в будущей постановке. Пока ещё идёт репетиционный процесс.

—На мой взгляд, в спектакле «Лоскутик и облако» музыкальный ряд из произведений Шнитке к кинофильму «Сказка странствий» был стопроцентным попаданием.  Где вы находите музыку к своим постановкам?

— Я долго ищу. Скачиваю с Интернета. Накапливаю базу. Музыку чувствую глубоко, понимаю, раскроет ли данное произведение образ. Мне нужно собрать треугольник: сцена, моё сердце и музыка. Нужно, чтобы всё совпало и всё друг другу соответствовало. В этом году так сложилось, что у меня два спектакля поставлены на музыку Альфреда Шнитке. В прошлом году я использовала музыку композитора из Красноярского ТЮЗа Евгении Терёхиной. Прежде славянскую тему хорошо иллюстрировали произведения фолк-мультимузыканта и  вокалиста Сергея Старостина. К спектаклю «Последняя жертва» я подобрала симфоническую музыку Игоря Корнелюка.

 Спектакль – это моя исповедь

— Сегодня принято классику изменять. Вводить в хорошо известную пьесу новации, либо погружать актёров в реальную современную среду либо среду  с диковинными декорациями и костюмами. Как вы считаете, не уводит ли это зрителя от понимания контекста и смысла происходящего действа?

— Сложный вопрос. Театры вынуждены подстраиваться под зрителя, так как зритель сегодня не читающий. И если сегодняшнему зрителю показать Островского в оригинале, он просто не поймёт. Осовременивать, стилизовать надо, иначе театр потеряет зрителя. Но надо знать чувство меры. И это зависит от вкуса, культуры, образования постановщика. Режиссёр может вмешиваться в авторский текст, чтобы добавить красок образу. Не каждый текст раскроет полноту данной ситуации. Какую-то реплику нужно добавить, а какую-то лучше убрать, да простят нас драматурги. Павлов как-то сказал, и эта фраза стала моим кредо: «В театре разрешается всё, кроме скучного и пошлого». Приступая к постановке, боюсь эту грань переступить. Важно, чтобы зритель испытал катарсис.

— А у вас получалось вызвать у зрителя катарсис?

— Думаю, что да. Был. В «Маленькой принцессе». Миллион раз смотрю этот спектакль, и меня впечатлить сложно. Но даже у меня комок к горлу подходит от того, как играют дети.

Любой спектакль — это эксперимент.  Ты как экзамен сдаёшь. Ты же не знаешь, как зритель воспримет твою работу. Спектакль – это моя исповедь, мой внутренний мир. Чтобы быть искренним, надо быть смелым человеком. Войти в резонанс со зрителем— это всегда очень сложно и волнительно. Каждый человек  субъективен, каждый воспринимает спектакль через призму личного опыта.  И если что-то запало в душу, значит, не зря я потратила время и силы. Наша работа была не зря. Значит, я не зря в этой профессии.

 

Метки: ,




Наверх ↑

Выпуск: № 15 от 18.04.2024

  • Мы в социальных сетях