Культура

Опубликовано Ноябрь 7th, 2021 | Татьяна Хорошун

0

И жизнь, и слёзы, и любовь

На прошлой неделе состоялся XXV областной фестиваль-конкурс любительских театров «Театральные встречи. Ростовка‑2021».

Фестивальные спектакли прошли в Сибирском РДК Омского района с 27 по 31 октября. На юбилейный театральный форум их привезли 17 театральных коллективов из 15 муниципальных районов Омской области.

Так сложилось, что Омск – один из наиболее театральных городов в Сибири. 14 профессиональных театров, театральные фестивали разного уровня насыщают культурную жизнь города яркими творческими событиями. Однако жители отдалённых сёл, районов не всегда могут регулярно посещать культурные площадки Омска, и потому роль местных любительских театров здесь просто неоценима. У них есть своя публика, для которой они работают не жалея себя и своего времени.

– Мы понимаем, что всё начинается с муниципалитетов и с территорий, где рождается творчество, театральное искусство. Именно отсюда мы получаем профессионалов не только регионального, но и федерального значения, – отметила на открытии XXV фестиваля «Театральные встречи. Ростовка‑2021» первый заместитель министра культуры Омской области Ольга Акимова.

О популярности театральной деятельности в Омской области говорят цифры: в 33 муниципалитетах действует 400 (!) театральных коллективов. В XXV областном фестивале приняли участие только 17 из них. Тем, кто приехал, фестиваль подарил возможность показать свои постановки профессионалам, коллегам, напитаться творческой атмосферой и идеями.

Масштабный театральный форум в это непростое время проходил со всеми мерами безопасности, т. е. с учётом санитарно-эпидемиологических требований Роспотребнадзора.

– Проводить юбилейный фестиваль – это большая честь для нас. Мы располагаем всем необходимым, чтобы принимать такие мероприятия, – подчеркнул глава Омского района Геннадий Долматов. – И понимаем всю ответственность, соблюдаем необходимые меры предосторожности.

Афиша каждого фестивального дня включала показ от трех до пяти спектаклей. Как и всегда, в программе значились как классические постановки, так и авторские версии. Фестиваль представил разнообразный взгляд на то, что интересно нашему современнику, какие темы его волнуют, а также чем сегодня живет любительский театр и как он переосмысливает творческое наследие классиков.

В программе фестиваля – спектакли по мотивам произведений Александра Пушкина («Русалка», народный театр «Карусель» ГЦНТ Омской области), Антона Чехова («Чайка», народная театральная студия «Эксперимент» Омского района), Григория Горина («Прощай, конферансье!», Называевский народный театр «Сотоварищи»), Александра Вампилова («Дом окнами в поле», народный театр имени Н. С. Глевского, г. Исилькуль), Василия Гроссмана («Последнее письмо матери», народный самодеятельный театр «Ветер перемен» Седельниковского района), Жана Кокто («Священные чудовища», народный театр «Загадка» Калачинского района) и другие. Темы поднимались самые разные: война, любовь, отношения, поиски себя, нравственный конфликт, мир сцены и кулис.

Работают как профессионалы

И вот завершились фестивальные дни, наполненные широкой гаммой эмоциональных впечатлений. Один спектакль интересен режиссурой, другой – отдельными актерскими работами, третий – актёрским ансамблем. Но были и спектакли, в которых картинка складывалась, и получалось захватывающее повествование, которое погружало зрителя в ситуацию «здесь и сейчас».

Именно таким захватывающим внимание публики стал спектакль заслуженного коллектива РФ Называевского народного театра «Сотоварищи». С пьесой замечательного драматурга Григория Горина «Прощай, конференсье!» Называевский театр стал лауреатом I степени XXV областного театрального фестиваля. Кроме того, коллектив получил диплом «За оригинальное режиссёрское решение и ансамбль актёрских индивидуальностей».

Надо сказать, что этот коллектив с богатой творческой историей. Звание «народный» ему было присвоено ещё в 1962 году. Театр имеет много наград и фестивальных побед разного уровня.

– У нас устоявшаяся труппа, и наши люди работают как профессионалы. Не раз слышал слова: «Какие у вас актёры органичные, какие талантливые», – говорит режиссёр театра Юрий Авдеев. – Не приемлю снисхождения по отношению к любительскому театру. Считаю, что любительский театр отличается от профессионального только тем, что актёры любительского не получают зарплату за свою работу и не имеют актёрского образования, а значит, и не имеют тот багаж и штампы, которые профессионалы приобретают во время учёбы.

Диплом лауреата I степени режиссёру «Сотоварищей» вручил омский журналист, поэт, театральный критик Сергей Денисенко. Сергей Павлович к юбилею фестиваля-конкурса подготовил сборник «Моё святое ремесло», в который вошли материалы, собранные за 25 лет проведения конкурса любительских театров «Театральные встречи». Специально к окончанию XXV фестиваля он написал стихотворение, в котором упомянул названия всех представленных на нём 17 спектаклей. На церемонии награждения он прочёл его, за что был вознаграждён бурными аплодисментами зала.

По решению жюри звание лауреата II степени было присуждено народному театру Путиловского дома культуры тоже Называевского района. Коллектив показал спектакль «Шутки в глухомани», режиссёр – Ирина Горелова. Кроме того, за роль матери в этом спектакле дипломом за лучшую женскую роль второго плана была отмечена актёрская работа Веры Гохнадель. Диплома же лауреата III степени фестиваля был удостоен народный театр «Загадка» Калачинского района за спектакль «Священные чудовища» по Жанну Кокто, режиссёр – Александр Яровой. За роль Эстер калачинская актриса Евгения Вельп получила диплом «За лучшую женскую роль».

Отметим сразу, что члены жюри много театральных работ отметили дипломами. Например, спектакль по пьесе А. Вампилова «Дом окнами в поле» народного театра им. Н. С. Глевского (г. Исилькуль) один диплом получил «За поиск сценической выразительности в драматургии Александра Вампилова», а второй – «За создание яркого сценического образа Третьякова», награды был удостоен актёр Алексей Акуленко.

– В нашей стране классика всегда будет актуальна. Я доволен постановкой, – признался молодой режиссёр театра Андрей Вознесенский.

«Чайка» – это наш эксперимент

Но вот мы и добрались до главной интриги юбилейного театрального праздника. Для поклонников Мельпомены название этого любительского театра из Ростовки Омского района известно давно. Не раз его постановки были успешными, в областных и не только театральных состязаниях они были на вершине творческого рейтинга, занимали первые места и даже получали Гран-при. Но их новый спектакль, не побоюсь этого слова, просто всколыхнул общественность. Народная театральная студия «Эксперимент» Омского района осмелилась и не прогадала: пьеса Антона Павловича Чехова, знаменитая «Чайка» принесла коллективу заслуженную победу – вновь Гран-при.
Премьера «Чайки» состоялась в Омске в ДК Малунцева 23 октября, а 29 октября артисты сыграли этот спектакль уже в рамках фестиваля. Это был всего второй показ. Волновались все.

– На премьере у нас всё получилось. Когда после каждой сцены звучат аплодисменты, значит, в душах людей что-то откликнулось, что-то их задело. И я боялась, что второй показ может оказаться менее удачным. Есть такая театральная примета. Однако актёры на фестивале сыграли ещё лучше, ещё мощнее. Это было полное погружение в образы. Мы были потрясены, – говорит режиссёр студии «Эксперимент» Инесса Маркелова.

Помимо Гран-при, спектакль получил диплом «За оригинальность режиссёрского решения», а актёр студии Александр Маркелов за роль Треплева награждён дипломом в номинации «Лучшая мужская роль».

– Работа над образом длилась полгода. Я постоянно думал о своей роли. Я с ней жил. Отыграв спектакль, я для себя решил, что даже если мы не получим никаких наград, я буду полностью удовлетворён. Перевоплощение было абсолютное, – вспоминает Александр. – Зрители настолько прониклись нашей работой! Мне этого было достаточно.

– «Чайка» – это наш эксперимент, – подчёркивает режиссёр. – Существуют легенды, что «Чайка» приносит либо полный провал, либо абсолютный успех. Но нам хотелось попробовать поставить что-то серьёзное, классическое. Актёрский состав это позволял, и я рискнула.
Как отметила Маркелова, они показали описанную Чеховым историю через призму нашего времени, где главные герои узнаваемы, это наши современники. «Эксперимент» убедительно показал жизненность и злободневность проблем героев «Чайки».

– В спектакле мы подняли темы, близкие и понятные всем. Как и сто лет назад актуальными остаются вопросы воспитания детей, поддержки молодых талантов, взаимоотношений, в том числе и отношений матери с сыном, вопросы выбора между чистой любовью и успехом, славой. И самый главный вопрос – это пошлость, в которой погрязло общество. Треплев, как человек с чистым сердцем, бежит от этой пошлости, она его просто раздавила. Мы не отвечали на эти вопросы, мы их исследовали и задавали их себе и зрителю. Гениальность Чехова в том, что в его пьесе каждый видит что-то своё и это отзывается в душе.

Время «Ч»

В рамках фестиваля «Театральные встречи. Ростовка‑2021» для его участников были организованы мастер-классы, обсуждения просмотренных спектаклей. Именно на таких мероприятиях мы видим, насколько талантливы наши самодеятельные актёры, как много способной молодёжи занимается в театральных студиях, кружках, театрах.

– Фестивальная деятельность даёт творческий толчок, – отметил режиссёр Юрий Авдеев. – Фестиваль для непрофессионального актёра как время «Ч», когда они могут показаться профессиональному жюри, публике, тем, кто их не знает и сможет дать объективную оценку их игре.

Фестиваль ещё раз показал, что театральное искусство в Омской области развивается, и лучшие коллективы вполне могут конкурировать с профессиональными театрами. И чем больше будет таких фестивалей, тем богаче талантами будет любительский театр, тем богаче будет культурная жизнь в регионе.

На память о юбилейном театральном событии члены жюри и все коллективы-участники получили в подарок от Омского района сувениры-обереги – куклы «Берегиня».

Метки:




Комментарии закрыты.

Наверх ↑