История

Опубликовано Октябрь 12th, 2023 | Редакция газеты

Хранить память прошлого

Эколого-краеведческий музей в Петровской школе основан в 2013 году.

И вот ему уже десять лет. За столь короткий период мы успели поучаствовать в конкурсах, наш творческий отчёт о работе музея был опубликован в международном сборнике отчётов и очерков о работе школьных музеев «Музей как культурно-образовательная ниша», свой опыт работы мы представляли на районной конференции. В настоящее время музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного межличностного общения.

В настоящее время музей насчитывает более 500 экспонатов, и ежегодно, благодаря обучающимся, учителям, просто неравнодушным людям, экспозиция музея пополняется. Музей располагает двумя комнатами. Центральная музейная комната состоит из зала боевой славы и зала истории школы. Следующая комната полностью посвящена экспозиции «Русская изба». В 2015 году школьный музей успешно прошёл паспортизацию в Москве и получил регистрационное свидетельство.

В фонде – подлинные экспонаты

И сегодня в стенах музея всё время проходят различные тематические вечера, праздники, экскурсии.

Мы неоднократно навещали ветеранов, вели беседы за чашкой чая, говорили о боевых заслугах. Приглашали ветеранов в школьный музей, где для них проводилась экскурсия, знакомили их с фондом, которым располагает музей.

Пожалуй, наиболее трагической страницей в истории Петровского сельского округа следует считать репрессии против немецкого населения, осуществляемые во времена Сталина. Нами были собраны материалы о жителях нашего села, подвергнутых этим репрессиям. Мы записали воспоминания, что называется из первых уст, о тяготах и лишениях людей, прошедших трудовую армию. Был создан стенд, посвящённый трудоармейцам. Сформирована папка с материалами о репрессированных односельчанах и их судьбах.

За помощью с формированием фондов мы обратились к жителям села. Дали перечень предметов, которые были необходимы музею. Многие откликнулись.

Созданию выставочной композиции, как правило, предшествует большая реставрационная работа. И вот музей на время превращается в реставрационную мастерскую. Эта работа способна заинтересовать и увлечь каждого! И разве не увлекательно видеть, как под умелыми руками музейный экспонат приобретает новые краски, получает свой статус в экспозиции музея. Реставрируя определённый экспонат, дети обращают внимание на то, из каких материалов он был сделан, какой обработки подвергался, смотрят на эстетику, восхищаются работой и умением древних мастеров.

В фонде музея имеются подлинные экспонаты, настоящие памятники истории. Среди них – портреты, фотографии, фотографии военных лет. Также в фонде имеются ордена и медали Великой Отечественной войны, благодарственные письма с фронта от командования семьям военнослужащих.

В музее имеется шесть экспозиций. «Экология и быт сибиряков» включает разделы «Домашняя утварь» (маслобойка, прялка, несколько утюгов, рубель, самопрялка, ухват, сундук, коромысло и т. д.), «Рукоделие» (вышивка, гобелен, коклюшки, вышитые рушники, салфетки, выбитые подборы, скатерти, женское бельё, куклы – обереги и т. д.) и «Старинная мебель» (этажерка, зеркало, тумбочка, лавки, стул).

Экспозиция «Люби и знай свой край» содержит коллекцию костей мамонта и оформленный стенд с описанием истории освоения области, климата, полезных ископаемых, растений и животных нашего региона.
Стенды экспозиции «Село моё родное» посвящены становлению и развитию села, его улиц и административных зданий, руководителям села в разные годы.

Экспозиция «Опалённые войной» рассказывает об односельчанах, которых война застигла, когда они проходили воинскую службу в армии, участниках Парада Победы. Есть и раздел «Земляки в годы войны».

Экспозиция «Наша школа вчера и сегодня» повествует о наших выпускниках. Раздел «Ученики приносят славу ей» содержит фотографии золотых и серебряных медалистов, кубки, полученные на спортивных соревнованиях, а раздел «Пионерия и комсомол» – членские билеты ВЛКСМ, горн, барабаны, значки, газету «Пионерская правда».

Экспозиция, посвященная односельчанам-участникам войны в Афганистане, называется «Афганистан. Только память делает нас людьми».

История учит анализировать

Основное назначение музея – воспитательно-просветительское. Приоритетными формами работы стали экскурсии: «История родного края», «Экология и быт сибиряков», «О поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа», «Прогулки с мамонтами и динозаврами», «Наша школа прежде и теперь», «Земляки в годы войны», «Освоение Сибири» и т. д. Если раньше музейные экспонаты воспринимались как иллюстрация к предметному курсу, то в настоящее время осознаются их специфические возможности. Благодаря этим возможностям не только расширяются и углубляются знания о предмете изучения, но и развивается визуальное мышление, эмоциональная культура, ценностные ориентации ребят.

Интересной и необычной стала такая форма работы с детьми, как «Урок в музее», которая позволяет заглянуть в историю лучших традиций жизни сибиряков и соприкоснуться с миром их нравственно-эстетических ценностей. Примером могут служить уроки изобразительного искусства, литературы, истории.

Ребята из лекторской группы музея готовят различные тематические экскурсии. Посетив экскурсию «Экология и быт сибиряков», дети на конкретных примерах могут увидеть, в каких домах жили наши предки, в какую одежду они одевались, из какой посуды ели, какими предметами утвари они пользовались. Оказывается, что одежда, которую носили наши предки, изготавливалась только из натуральных материалов, обладала гигроскопичностью и приносила истинное удовольствие своему владельцу в процессе носки. Ребята, сравнивая прошлую жизнь с настоящей, учатся анализировать, сопоставлять. Они понимают, что хотя современная жизнь и кажется нам более комфортной, но она более расточительна. Всё-таки наши предки бережнее относились к окружающей среде, гораздо меньше ей вредили и старались жить с ней в равновесии. Экспонаты предметов русского быта позволяют использовать их на уроках изобразительного искусства в начальной школе и среднем звене.

Русская культура всегда была богата баснями, притчами, сказками. Мероприятия, связанные с зимним праздничным циклом – «Вечёрки», «Святки» – способны погрузить ребят в сказочный мир, раскрыть удивительную картину прошлой жизни наших предков. Зажигаются свечи. Создаётся уютная и в то же время непринуждённая атмосфера. Ребята имеют возможность послушать особые песни-колядки, в которых прославлялся праздник, высказывались пожелания добра. Всё это, несомненно, доставляет удовольствие посетителям.

Ребята из лекторской группы музея разыгрывают интерактивные спектакли, в которых посетители своими глазами могут увидеть народные обычаи. Всё это сопровождается песнями, заигрышами, небылицами, хороводами. С этой целью привлекаются работники Петровского дома культуры, с которым у нас сложилось продуктивное сотрудничество.

О валенках и зубе мамонта

Последние годы привнесли в музей динамику. Это связано как с привлечением технических средств, так и со сценографическим построением музейной среды, напоминающей театральное действо. Тенденция современных экспозиций – это создание целостного зрительного образа. В этом смысле очень интересна тема экскурсии «Сибирский валенок». Благодаря музейным экспонатам ребята попадают в мир прошлого. И музей на время превращается в театр. Дети одеваются в народные костюмы прошлого века и разыгрывают целое представление. Некий купец идёт по базару и выбирает себе валенки. Ребята, они же продавцы, нахваливают свой товар, заодно демонстрируя каждый свою пару валенок. Вся композиция звучит в стихотворной форме. Стихи сочиняем сами. Принимая участие в этой постановке, дети узнают, что валяная обувь служила сибирякам, оказывая не только согревающий эффект, но и оказывала также массажное действие, избавляла от ревматизма. Знакомятся с выдумкой старинных мастеров, каждый из которых привносил в своё изделие частицу индивидуальности. Валенки были и разрисованные, расшитые бисером, украшенные тесьмой и кружевом.

Ребята учатся разбираться в жизни, отдавая предпочтение более полезным для здоровья и практичным вещам. В результате изучения быта наших соотечественников, живших в прошлых веках, у детей происходит формирование ценностей, бережного отношения к Родине, к своему народу, его традициям, культуре, обычаям. В музее информация приобретает наглядность. Посредством музея исторические знания преобразовываются в убеждения. Этому способствует наличие в музее подлинников истории и культуры.

Наш музей обладает уникальной коллекцией костей мамонта, а именно: зуб, осколок бивня и часть тазобедренного сустава. Всё это было найдено на берегу реки Иртыш нашим земляком, который и передал всё это в дар нашему музею. На этих находках и была построена целая экскурсия. Предварительно одну из стен мы разрисовали масляными красками под сюжет того времени, когда на нашей планете обитали мамонты. Посетителям экскурсии казалось, что они попадают в тот давно минувший мир, когда на нашей планете хозяйничали эти гиганты.

Ребята активно включаются в работу музея, проводя различные тематические экскурсии. С огромным желанием включаются в роль информатора, рассказчика. Экскурсии «Экология нашего села прежде и теперь», «Прошлое и настоящее села», «История плодового сада» помогают детям глубже проникнуться духовными ценностями родного края.

Новые формы

Направления и формы музейной педагогической деятельности подвижны, они совершенствуются и развиваются.

В музейную среду активно внедряется проектная деятельность. Очень интересен в этом смысле проект «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа». Проект состоит из четырёх этапов.

На первом этапе организуется возможность для ребят участия в проекте (сюда входят все организационные вопросы). На этом этапе детям даётся домашнее задание, требующее работы с литературой.

Далее следует исследовательский этап, на котором ребята в форме докладов делятся теми знаниями, которые они почерпнули из книг и бесед со старшими. Доклады могут быть оформлены как презентации. Затем проводится экскурсия руководителя в музее по этой теме. Это обобщающий этап нашего проекта.

И, наконец, заключительный: руководитель музея сам, либо привлекая кого-то, проводит мастер-класс по изготовлению оберегов. Ребята сами на экскурсии смогут изготовить себе и своим близким оберег. Для этого в музее оборудуется место для творчества посетителей выставки.

А в преддверии новогодних праздников мы реализуем проект «Святочные гадания». Во время экскурсии накрывается стол, ставится самовар, и ребята окунаются в мир народных гаданий и поверий. За чайным столом при свечах звучит удивительный рассказ руководителя о древних способах гадания.

Я с большим удовлетворением замечала, как музейная работа всё более и более увлекала и сплачивала ребят. Она оказывала на ребят глубокое эмоциональное воздействие, приобщала их к материальным, культурным, духовным ценностям родного края, воспитывала патриотизм.

Не так давно состоялась встреча выпускников и трудармейцев, жертв политических репрессий. Встреча прошла в тёплой непринуждённой обстановке в формате круглого стола. Гости поделились воспоминаниями, рассказами о тех далёких днях, а ребята задавали им вопросы.

Хочется отметить музейную экспозицию, посвящённую воинам. В музее проходят интересные встречи с участниками афганской, чеченской войн, специальной военной операции. Ежегодно на базе музея проводятся уроки мужества, встречи с ветеранами, вахты памяти. А недавно в музее создана экспозиция, посвящённая выпускнику Петровской школы № 1 Евгению Юрьевичу Савицкому, погибшему в СВО.

Создавая школьный музей, я понимала, что он обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Музей – это книга памяти, ведь собранные в нём документы и экспонаты хранят память прошлого, передают её, как эстафету, нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времён и народов.

 

Т.В.Щипачёва

Метки: ,




Наверх ↑

Выпуск: № 17 от 02.05.2024

  • Мы в социальных сетях