Образование

Опубликовано Апрель 7th, 2022 | Александра Клименко

Детям важно, чтобы их слышали, чтобы их идеи находили воплощение

Когда-то давно Наталья Викторовна Кочеткова рассаживала перед собой кукол и мишек и учила их, подражая маме. С тех пор она выучила и воспитала не одно поколение детей в начальной школе и детском садике села Розовка. В этом году Наталья Викторовна как финалистка представляла Омский район на региональном этапе всероссийского конкурса «Воспитатель года России-2022».

– Расскажите, пожалуйста, о своём участии в конкурсе.

– В первом туре мы должны были представить мероприятие на базе своего детского сада «Розовский» и интернет-портфолио. Портфолио должно быть разноплановым, полезным, доступным, включать и подготовленные для детей материалы, и публикации в помощь родителям, и методические разработки для коллег. Во втором туре нужно было показать мероприятие на базе городского дошкольного учреждения, провести защиту своей педагогической методики. Главная моя разработка – электронные дидактические игры, вызывающие у детей живой познавательный интерес. Конкурсное мероприятие призвано показать эффективность этого подхода, а в презентации на основе обобщения моего педагогического опыта было рассказано о разработке методики, ходе реализации, результатах и перспективах дальнейшего развития. Впервые в конкурсе «Воспитатель года» я участвовала в 2015 году, с тех пор очень много сил вложила в профессиональное развитие.

– Как к вам пришла эта идея – создать электронные игры?

– Я всегда нахожусь в творческом поиске и ищу такие пути взаимодействия, чтобы вызвать в детях жажду знаний. Над этим проектом я работаю уже два года и довольна положительной динамикой: и мне интересно этим заниматься – мы в нашем садике создаём электронные игры сами, ориентируясь на знания и познавательные потребности наших детей, и им интересна привычная игровая среда, в которой они оказываются с любимым воспитателем. Но теперь они выполняют не однообразные механические действия и не охотятся за монстриками: им нужно соотнести разные понятия, узнать звуки, выполнить задания. Есть игра «Что перепутал художник?» – нужно найти ошибки на картинке, где изображен, например, Северный полюс. Во время игры мы с детьми можем обсудить, кто живёт на севере и как эволюция приспособила животных к суровым условиям. В процессе игры дети сами добывают знания. А ещё привыкают, что современная техника – не только бессодержательное развлечение, но и помощник в учёбе. Но не единственный: я использую на занятиях и глобус, и книжки с иллюстрациями, и организую эксперименты.

– В своей работе вы поддерживаете обратную связь с родителями?

– Обязательно! Без содружества воспитателей и родителей ничего не выйдет. Мы налаживаем контакт, чтобы родители понимали, чем, как, для чего и почему мы занимаемся с детьми, чтобы они понимали, какая конкретно помощь от них нужна. Родители в курсе всех наших событий, поддерживают контакт с воспитателями, да и сами дети рады рассказать маме с папой о садике, ведь для них это – большая и важная часть жизни.

До пандемии у нас было очень тесное сотрудничество, мы надеемся, что сможем его возобновить, когда снимут ограничения. Родители всегда были гостями на наших утренниках и праздниках, активно и с удовольствием принимали участие в соревнованиях «Мама, папа, я – спортивная семья». А на Дне открытых дверей родители, пройдя специальную подготовку, даже брали на себя роль воспитателей, организовывали режимные моменты для детей и вели занятия. Был конкурс «Моя счастливая семья», где дети и родители совместно проходили испытания разного характера: иногда родитель ребёнку поможет, а иногда, наоборот, ребёнок родителю объяснит и покажет. С большим удовольствием участники выполняли творческое домашнее задание – представить макет и рассказать о семейном доме мечты. Ребёнку очень важны положительные эмоции от того, что он что-то делает вместе с родителем.

До пандемии у нас проходили замечательные тематические конференции, где родители общались и делились опытом воспитания, готовили выступления – например, представляли свои семейные традиции. Родители ведь тоже разные – есть со стажем, есть молодые, но у всех есть свой интересный опыт. Мы рады, что нам удалось сформировать среду, где они могут поделиться своими задумками, наблюдениями, мыслями.

Мы очень благодарны родителям за вложенные время и силы. Трудовые десанты, оформление групп, предметно-развивающая среда в группе, помощь в изготовлении и приобретении дидактических материалов – в садике без родителей никуда!

– Что ещё для вас важно в работе с детьми?

– Само общение. От него я постоянно подзаряжаюсь, подпитываюсь энергетически. Постоянно что-то от детей узнаёшь, за что-то цепляешься, ищешь общую тему для разговоров, вникаешь в их беспокойства. Конечно, у каждого педагога есть своя программа, но необходимо начинать работу с интересов детей. Интересно, как из маленького человечка день за днём вырастает самостоятельная личность – и это получается, и это он умеет. Важно понимать, что нельзя отдельно, как по плану, воспитывать нравственные качества, отдельно – гражданскую ответственность, а отдельно – любовь к знаниям. Всё развивается вместе, а возможности для этого есть каждый день. Например, во время прогулки кто-то из детей говорит: «А давайте играть в мою игру!» и начинает объяснять правила. Может, подскажешь чуть-чуть, чтоб не запутались, и вот уже вся группа играет в новую игру и все довольны. Детям важно, чтобы их слышали, чтобы их идеи находили воплощение. Интересно, когда ты подталкиваешь ребёнка к проявлению инициативы и смотришь, как он становится смелее и уверенней в себе. Интересно наблюдать за сюжетно-ролевыми играми – тут дети показывают и свои знания об окружающем мире, и фантазию, и лучшие качества.

– Детям нужен воспитатель, но и взрослым бывает нужна помощь и совет. Кто воспитал вас как профессионала?

– Я с детства была окружена педагогами с большой буквы, по­святившими себя детям. Мама Виктория Александровна Ридель была воспитательницей в детском саду, я с детства была погружена в эту среду, листала её книги по педагогике. Тётя Фрида Андреевна Лехнер всю жизнь работала учительницей начальных классов. Моей первой учительницей была замечательная Валентина Викторовна Мишина, тоже оказавшая на меня влияние. Я не могу сказать, что как-то специально воспитываю детей. Я – воспитатель.

Если говорить непосредственно о подготовке к конкурсу, то моя главная наставница и лучшая советчица – директор Ресурсного центра информатизации и методического обеспечения в сфере образования Оксана Владимировна Моисеева. Никогда не отказывает в помощи завуч Розовской школы Татьяна Александровна Гут. И, конечно, я во всём могу рассчитывать на коллектив садика, очень профессиональный и дружный. Вместе обсуждаем, думаем, советуемся, как сделать интересно и эффективно. Я перешла работать сюда в 2008 году. Первые дети, которые при мне выпустились, окончили школу в прошлом году.

– А как поменялись дети за этот срок?

– И дети поменялись, и родители, и весь мир меняется, и наша система дошкольного образования встречает эти новые вызовы. Раньше от детей не требовалось столько инициативности и самостоятельности. Хорошим ребёнком был послушный ребёнок. А сейчас нужно, чтоб ребёнок умел выразить свои мысли и чувства, защитить позицию, вступить в диалог и с другими детьми, и со взрослыми. Дети должны быть и творческими, и умеющими мыслить логически, и решать проблемы. Может, у детей меньше жизненных представлений по сравнению с прошлыми поколениями, они больше погружены в игры и мультфильмы. Наша задача – направить это новое поколение, помочь ему использовать его сильные стороны и компенсировать недостатки, гармонично развиться. Мы воспитываем не исполнителя, а творческую личность. Если раньше нашим главным словом было «учить», то теперь им стало «развивать». Мы хотим, чтоб дети не были получателями готового, чтоб они сами поискали, подумали, поразмыслили. Ребёнок – это открыватель нового, а воспитатель – его проводник.

Метки:




Наверх ↑

Выпуск: № 12 от 28.03.2024

  • Мы в социальных сетях