Новогодние традиции на..." /> Дед Аяз, катание бревна и деление облаткой — Омский пригород

Дед Аяз, катание бревна и деление облаткой

Новогодние традиции национальностей, проживающих в Омской области.

Омский регион – многонационален. И у каждой национальности – свои уникальные традиции главного зимнего праздника, уходящие корнями в древность. Айран вместо шампанского У казахов Новый год наступает 22 марта. Это Наурыз.

– Но поскольку мы давно живем в Сибири, то, как и все, 31 декабря  садимся у наряженной елки за праздничный стол, дарим друг другу подарки, обмениваемся поздравлениями. Правда, Деда Мороза называем Аяз Ата. Аяз – в переводе «мороз», Ата – «дедушка». И, конечно, кроме селедки под шубой и оливье, у нас на столе всегда присутствуют национальные блюда, – говорит Алтынай Жунусова, председатель региональной общественной организации «Сибирский центр казахской культуры «Молдир». Традиционно на праздники готовится бешбармак, главный секрет которого – в мясе. – Его должно быть много. И оно должно быть жирным. Очень вкусно получается из конины или баранины, – делится Алтынай.

Вместо хлеба на казахском столе – баурсаки. Это пышечки из дрожжевого или пресного теста. Из десертов традиционно присутствует коспа – сладость из творога, сахара и сливочного масла. Еще одна особенность казахского новогоднего стола – отсутствие спиртного. Вместо него пьются национальные напитки, например айран.

Гусь как символ благополучия

На новогоднем столе татар обязательно должен быть гусь.

– Татары всегда жили возле рек и озер, поэтому гусь – как бы национальный символ. Готовят его по-разному. Раньше у всех были печи. И в нашей семье делали гуся в печи, начиняя его кашами. Гусь на столе считался символом благополучия, – говорит Наиль Марятов, исполнительный директор общественной организации «Областной татарский национально-культурный центр «Иртыш». Одной из новогодних традиций омских татар является колядование. – Мы же жили в тесном соседстве с русскими. И традиции у нас были одни. Я сам в детстве, живя в Тевризском районе, ходил колядовать. Выворачивал наизнанку дедову шубу. Раскрашивал лицо. Это было что-то вроде маскарада. Ты не просто ходишь по  домам, чтобы получить конфеты, а должен спеть и станцевать. И если в ответ кто-то пожадничал – мало угостил ребятишек, участвовавших в колядках, это всегда становилось предметом обсуждения в колхозном гараже. Мужики устраивали такому хозяину юмористический суд. Поэтому когда на старый Новый год мы снова повторяли обход, этот человек уже заранее готовился к встрече, чтобы не допустить оплошности, – вспоминает Наиль Марятов.

Сжечь все несчастья

– Латыши больше празднуют Рождество, чем Новый год. Но, конечно, с размахом его можно праздновать лишь в сельской местности. У нас есть такой обычай, как волочение бревна. Отрезают внушительного размера полено и тянут его на веревке по улицам. Считается, что оно забирает на себя все плохое. А потом, когда его сжигают, с ним сгорают и все несчастья. Еще в рождественский вечер у нас, как и у русских, принято колядовать.  В костюмах ряженой молодежи и детворы чаще всего используются маски зверей и птиц. Из традиционных блюд на столе всегда присутствует серый горох со шпеком, то есть со шпиком. По народным верованиям, нужно обязательно съесть все горошины, потому что горошина считается  символом слез. Еще одно традиционное кушанье – пипаркукас. Это такие маленькие тонкие печеньки, в состав которых входят различные специи, масло, какао, мед. Ну и также мы печем на праздник маленькие пирожки с салом, – поделился с корреспондентом «ОП» председатель Омской региональной общественной организации «Латышский национально-культурный центр «Звайгзните» Андрис Тупесис.

Король стола – карп

У поляков главный праздник – также не Новый год, а Рождество.

– Вигилия – так называется рождественский вечер 24 декабря, когда готовится праздничный стол, – рассказывает руководитель Омской  областной общественной организации «Польский культурно-просветительский центр «Полонез» Любовь Нестерова. Садятся к столу в этот вечер после появления первой звезды.  Перед тем, как приняться за трапезу, все делятся облаткой (по-польски – oplatek). Это тонкая платина, выпеченная из пресного теста и похожая на вафлю. Каждый отламывает от нее кусочек и желает присутствующим добра, любви, мира. На праздничном столе – 12 блюд. Все они – постные. Королем стола является карп. Он может быть жареным, печеным, приготовленным в виде заливного. Но его не только едят. На нем еще и гадают. Крупные чешуйки, толстые кости рыбы означают, что в новом году будет много добра и денег. Алкоголь на столе отсутствует. Вместо него пьют морсы. За трапезой поются рождественские песни. А потом все идут в костел.

Овечья нога

– У чувашей национальный Новый год именуется Сурхури, что означает «овечья нога». Он совпадает по времени с православными  Святками. Во время празднования Сурхури устраиваются пышные гулянья, которые всегда проходят очень весело. – К этому празднику специально варят национальное пиво, пекут пироги «хуплу», которые готовятся из дрожжевого теста с мясом, в основном овечьим, и картофелем,  – говорит методист автономии чувашей Омска Валентина Таранова. – Особое внимание во время Сурхури всегда уделялось сватовству. В одном из домов устраивали «девичий пир», куда приходили молодые и старые. Будущие невесты угощали пожилых пивом, а те, в свою очередь, присматривали суженых для сыновей и внуков. Еще в этот праздник гадали на будущее.

Так, девушки ловили в темноте в хлеву овечек и привязывали им на ногу ленточку. А утром смотрели, какая овца им попалась, черная или белая – считалось, что такой масти будет и жених.

Татьяна Сергеева

Фото Евгений Кармаев

Читать далее: http://omskregion.info/news/102294-ded_ayaz_katanie_brevna_i_delenie_oblatkoy/
© Информационное агентство «ОМСКРЕГИОН»

Метки:




Комментарии закрыты.

Наверх ↑