Образование

Опубликовано Февраль 2nd, 2023 | Редакция газеты

Чем полезна каллиграфия?

В рамках Дня ручного письма и почерка, который отмечается 23 января, для учащихся первых классов МБОУ «Усть-Заостровская СОШ» специалисты сектора истории и краеведения им. П. С. Комиссарова провели информационно- познавательные беседы «История каллиграфии».

Кроме этого, ребята поучаствовали в конкурсе «Лучший почерк», оказавшемся сложным, но увлекательным. Первоклашкам было предложено написать небольшой текст настоящей перьевой ручкой и настоящими чернилами. Очень быстро ребята поняли, что кажущееся простым задание не такое уж и простое, а перьевая ручка хоть и похожа на шариковую, но управляться с ней гораздо тяжелее.

Это мероприятие – повод обратиться не столько к детям, сколько ко взрослым: родителям, учителям, педагогам дополнительного образования – тем, от которых зависит успешное развитие наших детей. Письмо – один из самых сложных видов деятельности человека. И самый развивающий. На кончиках большого, указательного и среднего пальцев рук, которыми мы пользуемся при письме пером, находятся нервные клетки, которые наиболее связаны с мозгом. Активизируя их, мы развиваем наши речь, мышление, внимание и при этом формируем такие основополагающие черты характера, как терпение, усердие, аккуратность, точность. При письме шариковой ручкой такого не происходит, что подтверждается научными исследованиями зарубежных и отечественных ученых.

Каллиграфическое письмо способно положительно влиять на личность ребенка, так как тесно связано с функционированием мозга и психики. Ученики, которые изучают каллиграфию, быстрее воспринимают информацию, у них очень развита внимательность. А после изучения каллиграфии их наблюдательность становится лучше. Занятия калли­графией помогают восстановить нормальный дыхательный процесс и способствуют установлению духовного равновесия.

Психологи бьют тревогу: сейчас у многих детей клиповое мышление – нет целостного восприятия образа, трудно долго держать внимание на одном предмете, плохая память. Мало кто связывает эти проблемы с неумением детей старательно писать. А ведь когда человек пишет, он мыслит. Он думает не только о содержательной стороне, но и о внешнем выражении написанного. Ещё лет 25 назад от учеников начальных классов можно было услышать вопрос: «А между этими буквами верхнее или нижнее соединение?». И ведь это важно даже не из-за написания букв. Так происходило и должно происходить формирование внутреннего пространственного восприятия у человека, его миропорядка.

При письме мы имеем дело с неустранимостью и необратимостью последствий наших ошибок. Конечно, ошибки при письме могут быть исправлены, например, зачёркнуты, «затёрты», «замазаны» и прочее, но как тогда устранить эти исправления или их следы? Действительно, при письме имеет место правило: «Что напишешь пером, то не вырубишь топором». Если это черновик, то мы смело допускаем ошибки и просто исправляем их. А если мы переписываем набело? Вот тут мы начинаем чувствовать ответственность за каждое свое движение. Ведь ошибка приведет к тому, что все придётся переписывать.

 

Когда мы выводим буквы, рука является только инструментом, а пишем мы сердцем, наша душа живёт, мы творим. Наверное, многие замечали, как нравится детям изменять свой почерк, смотреть, что получится, если написать мельче или крупнее, с завитком или росчерком. Почерк, как отпечаток пальца, неповторим, уникален, он раскрывает личность. Человек оттачивает письмо, а буквы учат человека. Они учат порядку и творчеству одновременно.

Буква передаёт исторический опыт народа, именно поэтому с развитием нации меняются и те шрифты, которые используются в данный период. Знакомство с различными шрифтами – это приобщение к истории своего народа. Согласитесь, приятно получить на праздник открытку, подписанную от руки. Сейчас почерк детей становится всё хуже. Чистописанию в школе уделяется немного времени.

Красивое письмо во все времена служило источником положительных эстетических эмоций, писцы и каллиграфы всегда занимали особые (весьма значимые) места в социальной иерархии. В настоящее время, когда рукописный текст практически полностью заменён электронным, возможно, впервые ярко стал выражен эстетический смысл письма как арт-объекта, ручное письмо (имеется в виду не содержание, а форма) вполне может составить конкуренцию другим изобразительным средствам.

Напрашивается вывод, что уроки каллиграфии будут полезны в школе. Каллиграфия приучает к порядку и дисциплине, воспитывает эстетический вкус, приобщает к истории, положительно влияет на психическое и физическое здоровье обучающегося, раскрывает творческие способности, может перерасти из увлечения в призвание.

Мы очень хотим, чтобы наши дети гармонично развивались, не теряя наследия предков, поэтому обязательно будем продолжать работу по продвижению каллиграфии не только в начальном звене, но и в среднем и в старшем.

Е. И. Вульф,
ведущий методист сектора истории
и краеведения им. П. С. Комиссарова 

Метки: ,




Наверх ↑

Выпуск: № 16 от 25.04.2024

  • Мы в социальных сетях