Образование

Опубликовано Октябрь 15th, 2018 | Редакция газеты

«Я – не серая мышка!»

В школьную жизнь вдобавок к ЕГЭ, ОГЭ (основной государственный экзамен) приходит еще один своеобразный, но обязательный экзамен в виде непременной защиты девятиклассниками, обучающимися по системе ФГОС (федерального государственного общеобразовательного стандарта), индивидуального творческого проекта. Без сдачи проекта допуска к последующей аттестации в старших классах учащемуся не получить. Темы проектов – свободные. Выбор – обширный, что говорится, все из жизни, все из школьных предметов. Но вопросов и волнений нововведение министерства образования РФ вызвало среди педагогов, учащихся и их родителей немало.

Приходилось слышать, и не раз, от некоторых учителей: « При слове «проект» нас уже трясет. Сколько бумаг и времени тратится и для чего? Кому они нужны, и результат- то никакой?! В основном ученики списывают все из Интернета… Для чего ввели эту никому не нужную обязаловку?». «Дети и так перегружены программами, внеурочной деятельностью, подготовкой к ЕГЭ и ОГЭ, а тут еще и новый груз – проекты?! Пожалейте наших детей!» – возмущаются отдельные родители.

Чтобы узнать, как обязательный проект внедряется в школьную жизнь на местах, обратимся в самую обычную небольшую сельскую школу Омского района.

Усть-Заостровская средняя общеобразовательная школа стоит на живописном берегу Иртыша. Обучаются в ней всего 196 ребят, преподавательский состав собран из профессионалов: 17 педагогов и все имеют высшее образование.

На предмет нашего интереса заместитель директора школы по учебной части Ирина Елисеева ответила:

– В связи с введением новых стандартов каждому девятикласснику до начала ОГЭ необходимо защитить свой индивидуальный проект. Для чего обучающийся должен выбрать тему: или предметную, или социально-значимую, – разработать ее и представить на суд компетентной комиссии. Это самостоятельный, научный и творческий труд, только защитив его, ученик получает допуск к основным экзаменам. Да, это – в первую очередь – именно творческий труд, как самого ребенка, так и его наставника – руководителя. Большая работа, поиск, ну и, конечно же, переживания, волнения, нервы. Переводя защиту проектов из плоскости так называемой обязательной программы в праздничную, тем самым мы хотели помочь раскрыться каждому ученику. Ведь каждый ребенок по-своему талантлив!

Впервые защищать обязательные проекты будут уже на следующий учебный год нынешние учащиеся восьмых классов. Чтобы лучше подготовить детей к публичной защите, снять с них излишнюю нервозность, мы в прошлом учебном году на педагогическом совете решили ввести открытую защиту проектов не только в девятых классах, а начать с первых. Новую традицию назвали «Школьный фестиваль проектов», тем самым придав ей атмосферу праздника. К этой работе подключили и активных родителей ребятишек. Эффект превзошел все наши ожидания.

Открытием фестиваля стал первоклассник Дениз Акджан, который рассказал присутствующим на школьном мероприятии об истории создания популярного в России конструктора «Лего», о его создателе Оле Кристиансене и о своем увлечении конструированием. Собиранием интересных поделок первоклашка увлекается с пяти лет и достаточно поднаторел в данном деле. Вот результаты международных конкурсов в системе онлайн: по математике «Лига чисел» – первое место за проект «Уроки математики» (с использованием конструктора «Лего»), победитель конкурсов «Карусель знаний» и «Познайка» (за работу «Конструктор в моей жизни») и другие. За что юный конструктор, который родом из Турции, получил дипломы первой степени.

– На защиту проекта в школу Дениз принес свои творческие модели, – рассказывает учительница ныне второго класса Дарья Яркова. – Его одноклассники и не знали о хобби Акджана и ахнули при виде волшебного города на колесах, знаменитого корабля Хано Соло из «Звездных войн». В обычной будничной жизни мальчик скромен, особенно не выделяется от других. А тут продемонстрировал такую поразительную фантазию, умение и мастерство, так открылся, что на него все взглянули с восхищением.

Анна Акджан (мама Дениза) с одобрением отзывается о нововведении:

– Нашему Денизу некогда сидеть с сотовым телефоном и играть в виртуальные игры. Он с увлечением занимается реальной игрой. Поэтому и выбрал соответствующую тему. И кстати, нам очень понравилось участвовать в школьном фестивале проектов. Сама идея позволяет ребенку показать себя не только в рамках одних стандартных программ, а разносторонне представить свои интересы и увлечения, происходящие за стенами школы. Доказать всем, а прежде всего самому себе, что я – интересная личность, а не серая мышка. Радует огромный диапазон выбора тем, каждый ученик может найти в нем что-то свое, особенное, увлекательное, продемонстрировать себя с лучшей стороны и не слыть посредственностью. Думаю, что родители здесь могут оказать большую поддержку детям, ведь они как никто другой знают, чем «дышат» их сын или дочь и чем им больше нравится заниматься.

Ученица седьмого класса Арина Кочеткова заинтересовалась темой «Женщины на войне». Для своего исследования она взяла исторические факты участия россиянок в военных событиях, начиная с 1812 года. Отдельную главу в собранных материалах она посвятила землячкам – участницам и ветеранам Великой Отечественной войны.

– Арина собрала сведения о необыкновенных женщинах нашего села, – похвально отзывается о своей ученице учитель истории Анжелика Ласовская. – Вот только некоторые имена. Так, Тамара Гончарова (Макарова) во время Великой Отечественной войны служила старшим матросом в Краснознаменной Каспийской флотилии, принимала участие в боевых действиях. Демобилизовавшись, окончила Омский педагогический институт и преподавала русский язык и литературу в Усть-Заостровской средней школе, несколько лет была ее директором. Мария Зайцева ушла на фронт добровольцем, служила связистом. Освобождала Кубань, Запорожье, Крым, Украину, Литву, Польшу. Дошла до Берлина. В архиве старшины Зайцевой есть двадцать указов И. В. Сталина об объявлении ей благодарности за мужество и бесстрашие, проявленные во время фронтовой службы.

О героических заслугах советских воинов, повторивших подвиг легендарного летчика Алексея Маресьева, рассказала на защите семиклассница Дарья Гордиенко.

Если сердца и души наших детей волнует историческое героическое прошлое страны, то это поколение не потеряно для нас.

Кроме индивидуальных работ, школьники представили на суд жюри и коллективные.

– Мои третьеклашки загорелись идеей совместных проектов, – признается учительница Наталья Савитенко, – темы предлагали и обсуждали сообща. Потом каждый отрабатывал собственную задачу. Так получился проект «Путешествие в страну профессий». Ребята связали творчество Льва Толстого с миром трудовой занятости людей, изучив рассказы классика и выбрав из них деятельность героев. Двадцать профессий представили малыши!

Во время защиты проектов увлек слушателей юный оратор Александр Калинич. В семье Саши очень любят домашних животных и содержат две собаки: мастиффа и дога. Наблюдая за ними, третьеклассник разработал необычную тему «Виляние хвоста – это язык общения собак». Не обошлось в работе и без научных экспериментов и выводов, доказывающих, что мускулатура правой части хвоста собаки отвечает за выражение положительных эмоций, а левой – отрицательных. В практической части выступления мальчик раздал всем присутствующим памятку правил безопасности человека при контакте с собакой.

– В целом, идея проведения защиты проектов как школьного праздника удалась, – подводит итоги директор школы Ольга Рыбалко. – Работы были разные. Кто-то ограничился только информацией из Интернета, а кто-то на славу потрудился. И чтобы заинтересовать зрительскую аудиторию, ставил задачи и цели, проводил анкетирование, изучал научную литературу, делал собственные выводы.

Так, были интересные проекты. Это – исследование о названиях морей и океанов нашей планеты (ученицы 6 класса Яна Ермакова и Татьяна Голубева), история празднования и проведения Пасхи на Руси (4 класс, Полина Яковлева). Всех поразил рассказ о символе русского народа – березке, который подготовила третьеклассница Сима Пасынкова. Ее мама — матушка Наталья — сшила девочке русский сарафан в виде березки и приготовила поделки из бисера, отображающие образ нашего национального дерева весной, летом, осенью и зимой. Получилось очень красиво! Вместе со своими детьми выбранной увлекательной работой занимались и Наталья Драенко, Донара Авакян, Анна Петруня, Кристина Куликова, Татьяна Королева и многие другие родители. По-моему, им это совместное творчество взрослых и детей понравилось. Недаром нашей главной задачей было: отойти от клишированного мышления школьников, научить их мыслить нестандартно, масштабно, творчески, прилечь к общему делу родителей ребят. И, думаю, что с поставленными целями мы справились.

Анастасия Косенко

Метки: ,




Наверх ↑

Выпуск: № 15 от 18.04.2024

  • Мы в социальных сетях