Второй апрельски..." /> Творчество дороже наград — Омский пригород

Творчество дороже наград

Второй апрельский уикенд любители искусств посвятили театру.

В Сибирском РДК 13 и 14 апреля вновь состоялся творческий марафон. Муниципальный фестиваль-конкурс самодеятельных любительских и кукольных театров «Театральная весна — 2019» объединил 22 творческих коллектива из 17 сельских поселений.

Год театра в Омском районе будет отмечен рядом культурных событий, одним из которых и самым, на наш взгляд, значимым стал прошедший театральный фестиваль-конкурс.

Сегодня в цифровую эпоху мы наблюдаем изменение роли театра в обществе. Благодаря развитию компьютерных технологий доступность произведений культуры породила у наших современников информационную пресыщенность. И фильмы, и спектакли, и книги в сети представлены в изобилии, только ими мало кто интересуется. Теперь искусство доступно многим, а потому в просмотре на компьютере или гаджете какой-либо постановки теряется чувство, что событие происходит здесь и сейчас, уходит элемент соучастия, сопричастности творческому процессу.

В этих условиях любительское творчество вновь обретает второе дыхание. Интерес к актёрству и созданию театрального действа подогревает  как раз соревновательность. Традиционный конкурс подстёгивает любителей сцены и побуждает к новым творческим достижениям. «Театральная весна» показала, насколько развито в Омском районе театральное движение, на каком высоком, практически профессиональном уровне у нас работают некоторые труппы.

Да, при этом некоторые постановки не произвели впечатления ни на зрителя, ни на жюри. Да, так бывает. Это всё же фестиваль самодеятельных театров. Однако в таких работах важно другое.  Главное, что артисты, а среди них много ребятишек, работая над ролью, узнают для себя много нового, погружаются в иные культурные миры,  что не может не сказаться на развитии личности. Тот же эффект  как дополнительный к зрительскому успеху достигается и в удачных сценических работах.  Одни артисты  за время репетиций выучили стихи русских поэтов. Другие  внимательней прочли прозу Аверченко, третьи – больше узнали  о театре,  об итальянской  комедии масок и французской пантомиме.

На суд жюри самодеятельные артисты привезли свои лучшие театральные работы сезона.  Это спектакли и мини-спектакли, литературно-музыкальные композиции и кукольные постановки. Пространство театра позволило затронуть разные темы. Любовь и дружба, вера и надежда, проблема нравственного выбора. Даже экология оказалась в фокусе внимания.  Причём тема природы и её ресурсов была представлена сразу в нескольких спектаклях и весьма убедительно (например, в спектакле «Баллада о воде» театральной студии «Эксперимент» Сибирского РДК и спектакле «Ван, ту, фри медведя» театра миниатюр «Калейдоскоп» Ключевского  СДК).

Нельзя не отметить явную функциональность постановок, представленных на конкурс. Они уместны на разных сценах: в ДК, школах, в рамках каких-либо мероприятий. Были и познавательные, и воспитательные, и проблемные, и просто развлекательные. Вот пример последнего. Современное прочтение новогодней сказки предложил театр эстрадных миниатюр «Бис» Иртышский СДК.  Коллектив поставил гротескную версию популярной приключенческой истории, причём явно нацеленную на молодёжную аудиторию.

В  программе фестиваля были заявлены и спектакли по мотивам литературных произведений.  Разумеется, никто и не ждал от коллективов  достоверности в воплощении на сцене известных текстов.  И зрители и, конечно, члены жюри понимали, что  современный театр придерживается не иллюстративного, а интерпретационного отношения к литературе, чем и интересен. А игра самодеятельных актёров, особые интонации, мезансцены и сценография только добавляли сценическому действу самобытности.

С использование литературных источников поставили спектакли детский театральный коллектив «Раёк» Ачаирского СДК («Муха – Цокотуха» К. Чуковского), детский театральный коллектив «Колосок» Дружинского СДК («Про Федота-стрельца, удалого молодца» Л.Филатова), театральная студия «Дети солнца» Усть-Заостровской библиотеки («Кое-что о Наполеоне, драматургии и редакторском терпении» А. Клименко по мотивам пьесы А.Аверченко «1812»), народная театральная студия «Эксперимент» Сибирского  РДК («Баллада о воде» по мотивам пьесы «Лоскутик и облако» С. Прокофьевой).  Сразу отметим, что за этот спектакль студия «Эксперимент» получила Гран-при конкурса, работа художника театра Татьяна Трусова получила приз за лучшую сценографию, а руководитель коллектива  Инесса Маркелова  отмечена призом «Лучшая режиссёрская работа».

— Мы ставили спектакль не для того, чтобы победить. Мы хотели поговорить со зрителем на темы, которые нас волнуют. В частности, на тему природных ресурсов, которые должны принадлежать народу, а не части привилегированных слоёв населения, — подчеркнула Маркелова.

Как рассказала режиссёр, в этом спектакле все актёры  предстали в образе менестрелей, исполняющих балладу, отсюда и название. Костюмы и многофункциональный, лаконичный реквизит погружали зрителя в суровое средневековье. Принадлежность к высокому сословию обозначалась шёлковыми одеждами, нищие же носили рубище из мешковины. Двухцветные  шапероны в начале спектакля подчёркивали эпоху, отражали состояние подавленности, а в кульминации, когда в городе появлялась вода, стали символами расцвета. Арка являлась  входом в город и сад, а потом превращалась в радугу. Дополнительную философскую и смысловую нагрузку в постановку внесла музыка Альфреда  Шнитке к фильму «Сказка странствий». Удивительны были и юные артисты.  Они, играя, рассказали зрителям эту мудрую и совсем недетскую историю. Убедительна была Барбацуца, прелестна и естественна – Лоскутик.  Да и весь актёрский состав продемонстрировал хорошую актёрскую подготовку, умение играть в ансамбле. А ведь детям всего 8-10 лет!

Совсем иной по характеру и композиции спектакль второго обладателя Гран-при конкурса. Высшую награду муниципального фестиваля получил авторский спектакль  «Лавочка» театра миниатюр «ШПИЛЬ» Пушкинского СДК  (руководитель Марина Тарасенко). В качестве конкурсного спектакля участники коллектива представили дивертисмент в эстетике французской пантомимы.

Несколько историй из жизни наших современников объединяет лишь место действия — одинокая лавочка в парке. Получился очень весёлый и немного грустный спектакль, позволяющий со здоровой иронией взглянуть на себя со стороны. Любовь в разных проявлениях стала главной его темой.  В дивертисменте показаны трагикомедия любовного треугольника, одиночество и вмешательство в отношения  молодых влюблённых. Комедийно выглядит гиперопека современных  «Яжемам».

Узнаваемые образы помогли создавать клоунские костюмы, грим, редкие, но яркие реплики  и, конечно, совершенно особая, соответствующая жанру пластика тела.

— Творчество дороже наград, — прокомментировала успех коллектива заведующая Пушкинским СДК Анна Гаас. — Театру «Шпиль» уже двенадцать лет. Идея поставить пантомиму у нас возникла в прошлом году. Сначала сделали несколько номеров, и их публика хорошо приняла. Самодеятельные актёры часто смущаются на сцене, а искусство пантомимы не требует языка, оно  раскрепощает. Костюм позволяет забыть о природной стеснительности. Даёт возможность, спрятавшись за красным носом и нелепым костюмом,  раскрыть образ через эмоцию и жест.

Тему любви, которую герои пронесли через всю жизнь, развил театральный коллектив «Возрождение»  Розовского СДК  (руководитель Наталья Косинова). Спектакль поставлен по комедии «Любви все возрасты …» Э. Пиженко. Эта работа получила диплом I степени в старшей возрастной категории. С ними разделили награду артисты театрального коллектива «Большие непоседы» Надеждинского СДК (руководитель  Ольга Протасова) за  спектакль  Г. Горина и А. Арканова «Пой, ласточка, пой». Отметим, что Егор Зайцев за роль начальника ЖКХ в этом спектакле  получил приз за лучшую мужскую роль. А за роль второго плана отмечена актёрская работа Леонида Пфаненштиля.

Лауреатами  II степени в этой же возрастной номинации стала Женя Бондарева  из студия художественного слова Сибирского РДК (руководитель Татьяна Ярыгина). Актриса подготовила литературно-музыкальную композицию «Песнь о великом походе» на стихи С. Есенина.  А третье место заняла  театральная студия «Дети солнца». Стоит отметить, что сама руководитель студии Елена Клименко получила приз за роль второго плана.

Среди детских коллективов места распределились следующим образом. Лауреатом I степени стал «Колосок» (руководитель Ольга Воронина). Кстати, за роль царя  в пьесе Филатова Дима Сергаев получил приз «За лучшую мужскую роль». А второе место заняли юные артисты театра «Раёк» (руководитель Надежда Гарькавенко). Кроме того, коллектив получил спецприз — билеты на посещение Лицейского театра в Омске.

В номинации кукольных театров члены жюри признали лучшим спектаклем «Неуловимый Фунтик» образцового кукольного театра «Балаганчик» Лузинского СДК (руководитель Марина Коклягина). За роль госпожи  Белладонны в этой постановке приз «Лучшая женская роль» достался Кате Ломаевой. Второе место у кукольного театра «Теремок» Троицкого СДК (руководитель Татьяна Гигашвили) за сказку  «Как ежик искал счастье» и третье — у кукольного театра «Карусель» Новотроицкого СДК (руководитель Галина Кравцева) за спектакль «Буратино и его друзья».

Итак, итоги подведены, спущен занавес и погасли рампы. Прошёл ещё один творческий марафон, однако самодеятельные театры не останутся в покое, не будут почивать на лаврах, а планируют собирать залы и ставить новые спектакли.

В Год театра мероприятие, бесспорно, ещё раз всколыхнуло театральную общественность. Важно, что  фестиваль существует как  форма общения, площадка для обмена идеями, что интересно  и поучительно для каждого из участников.

Метки: ,




Наверх ↑

Выпуск: № 15 от 18.04.2024

  • Мы в социальных сетях