Опубликовано 9 октября, 2022 | Александра Клименко
Стараемся, чтобы было интересно
Летние сражения с читательским дневником уступают место школьным будням, где проблем и сложностей и у детей, и у родителей гораздо больше. Но мы глубоко убеждены, что всё-таки школьные годы – это прекрасные годы поиска, творчества, приключений.
На страницах нашего приложения в течение учебного года мы будем беседовать с разными семьями Усть-Заостровского сельского поселения и обсуждать опыт воспитания и учёбы, родительства и детства. Наши первые герои – семья Головашей.
Матвей Головаш ходит в третий класс Усть-Заостровской школы, любит журналы «Мир техники» и «Эрудит», книги «Изумрудный город», «Лесная школа» и ещё много-много разных других книг. Матвею нравится учиться в школе:
– Хорошо, когда учительница умная!
– А умная – это какая, Матвей?
– Это такая, которая говорит умные вещи, новые вещи, которых я ещё не знаю. И постоянно говорит, не останавливаясь и не запинаясь! – выдвигает Матвей свои довольно-таки строгие критерии. – Но иногда мне в школе бывает грустно, потому что меня редко вызывают. Мама меня научила: если хочешь, чтобы тебя вызвали, не надо тянуть руку. Тогда учительница подумает, что ты не знаешь домашнего задания и вызовет! Это работает! – он довольно смеётся.
Учебный год у мамы Матвея Евгении Николаевны начался с приятного сюрприза. После насыщенного событиями и путешествиями лета сын отлично помнил весь пройденный материал и легко влился в школьную жизнь. Он – «палочка-выручалочка» для педагогов, а все родители одноклассников знают: если что-то непонятно с домашней работой, надо спросить, что и как записано у Матвея.
Очень часто такую легкость в учёбе и цепкую память объясняют врождёнными способностями и вздыхают, что не всем так повезло. Но за хорошими оценками и любовью к учёбе стоит долгая, очень долгая работа всей семьи – и родителей, и старшего поколения.
Уже в два–два с половиной года мама начала знакомить Матвея с буквами, покупать ему интерактивные книжки с яркими картинками.
– Бывает, хлопочешь по хозяйству – начинаешь читать стихи наизусть, просишь, чтоб малыш повторил, – рассказывает Евгения Николаевна. – Начинали с коротких смешных стишков, а в три года он уже рассказывал «У Лукоморья». Теперь, пока ребята репетируют стихи для мероприятия, Матвей успевает выучить не только свои, но и чужие строчки. В основном мы занимаемся с ним сами, но дважды он ходил в подготовительную школу – в два года и восемь месяцев и уже перед школой. В два и восемь было, конечно, много нового – развивающие занятия, прописи, английский язык, танцы. А перед школой это уже оказалось для него слишком легко, ему было просто интересно общаться с друзьями.
Матвей любит документальные фильмы про науку и путешествия, слушает аудиокниги, пока собирает из конструктора танки, играет в шахматы, придумывает игры для всей семьи, сочиняет волшебные сказки, вместе с мамой всегда «лечит» школьные учебники, если их потрепала жизнь. Раньше Матвей хотел стать военным инженером, но теперь решил, что танкам место в играх и на полках, а он сам хочет разрабатывать конструкторы для детей.
Ещё до школы Матвей стал заядлым читателем.
– Мы каждый день читаем на ночь. Если знаю, что вечером не получится, стараюсь уделить время чтению днём, не нарушать традицию. Я всегда спрашиваю, что происходит с героями, прошу пересказать сюжет, – делится опытом Евгения Николаевна. – Мы устраиваем викторины по прочитанным книгам. Если есть возможность, то всегда закрепляем прочитанное другими средствами. Смотрим и обсуждаем мультфильмы, ходим на выставки и в театры. Посещаем разные библиотеки, например, детскую библиотеку «Книжная галактика» в Омске. Я с детства старалась водить Матвея по книжным магазинам, чтоб он знал, сколько разнообразных книг бывает. Сейчас иногда книгу мы выбираем в магазине, а покупаем уже в интернете – так экономней.
Время на видеоигры у Матвея ограничено – час-два по выходным и праздникам. Матвей сам признаёт, что игры плохо действуют на нервную систему. Но родители стараются привнести игру в жизнь. На холодильнике висит таблица, где звёздочками Матвей отмечает выполнение своих домашних и учебных обязанностей. За полную месячную таблицу звёздочек ждут реальные, а не виртуальные награды: поход в театр или кино, игрушка или особенная книжка.
– Я не изучала специально детских психологов и не продумывала методики, не ждала особых результатов или слишком ранней самостоятельности. Ребёнку просто нужны внимание, поддержка, поощрение. Я никогда не натаскивала его на быстрое чтение, для меня его успехи в этой сфере стали неожиданностью. Я любила, когда мама читала мне сказки вслух, когда по вечерам отключали свет, – вспоминает Евгения Николаевна. – И нам сейчас хочется, чтоб у нашего сына были такие же хорошие воспоминания, мы стараемся, чтоб нам всем было интересно.