АПК

Опубликовано Сентябрь 11th, 2019 | Редакция газеты

На юг — через север

Омская область будет наращивать экспорт сельхозпродукции.

На полях V Международного Восточного экономического форума губернатор Омской области Александр Бурков провел серию деловых встреч и переговоров по развитию инвестиционного сотрудничества, торгово-экономического партнерства и реализации целого ряда проектов в регионе. В частности, он встретился с госпожой Арми Лопез Гарсия — основателем и председателем Филиппино-Российской бизнес-ассамблеи и обсудил с ней вопросы развития торгово-экономических отношений.

— Филиппинцы заинтересованы в импорте продовольствия, особенно зерна и свинины, — отметил Александр Бурков. — В этом государстве проживает 104 млн. человек. Страна является очень крупным потребителем этих продуктов. Они поставляют зерно даже из Канады. Но, я считаю, что Россия намного ближе и может им дать хорошую цену и дать качественное зерно. Поэтому мы продолжим общение с департаментом сельского хозяйства Филиппин

Часть экспорта зерна из Омского региона в Юго-Восточную Азию губернатор считает целесообразным перенаправить по Северному морскому пути.

Александр Бурков, губернатор Омской области:

— Мы можем миллионы тонн зерна поставлять на экспорт в Юго-Восточную Азию. Страны этого региона являются достаточно крупным потребителем зерновых — до 70 млн. тонн. Здесь 11 стран, такие как Малайзия, Филиппины, Южная Корея, Китай, Япония и многие другие. Поэтому для нас очень важен этот рынок.

— Благо Омск находится на Иртыше. По реке мы можем дойти до Обской губы, до порта Сабетта, и там уже перегружать на морские суда и поставлять зерно в страны Юго-Восточной Азии, – отметил Александр Бурков. – Данную тему мы проговаривали с вице-премьером российского правительства Алексеем Гордеевым. Мы считаем, что для Сибири это более дешевый путь, чем везти железной дорогой до Владивостока и уже там выгружать на морские суда.

Отметим, что в прошлом году наша область экспортировала сельхозпродукции на сумму 48,7 млн. долларов, что в четыре раза превышает уровень 2017 года. Однако, как считают в аграрном ведомстве правительства региона, мы способны вывозить гораздо больше. Поэтому объемы экспорта продукции АПК будут расти. Предусматривается, что к 2024 году они достигнут 359 млн. долларов США. И главная роль в этих региональных экспортных планах отводится наращиванию экспорта зерна.

Как устроен зерновой рынок, куда уходят железнодорожные вагоны с омским хлебом и почему именно пшеница может сотворить в Омской области маленькое экономическое чудо? Об этом наш материал.

Хороший потенциал

Омская область собирает в среднем 3,5 млн. тонн зерна в год, в том числе пшеницы (продовольственной, 3-го и 4-го класса, и фуражной, 5-го класса, идущей на нужды животноводства) — от 2,2 до 2,5 млн. тонн. И у наших аграриев – уверены в минсельхозпроде — еще есть потенциал для роста объемов за счет использования новых сортов, повышения культуры земледелия, обновления технического парка.

На внутреннее потребление (семена, продовольствие, нужды животноводства) расходуется примерно половина того, что производится: 1, 7 — 1, 8 млн. тонн в год. Это значит, что даже в случае неурожая область может, как говорится, жить спокойно и ни в чем не нуждаться.

— Мы же каждый год начинаем не с чистого листа. Продукция, которая не была реализована в прошлом году, переходит на следующий год. На начало 2019 года, по данным статистики, переходящие запасы зерна составили 3 млн. 135 тонн, — говорит начальник отдела переработки и товарного рынка министерства сельского хозяйства и продовольствия области Константин Цыпленков.

За счет этих переходящих запасов в 2018 году продано за пределы территории 1,9 млн. тонн  зерна.

В зачет другим

Большая часть продукции зернопроизводства уходит в  другие субъекты РФ. В западной части страны основными ее потребителями являются Ленинградская и Московская области, где расположены крупные предприятия по выпуску муки и хлеба, такие как Ленинградский комбинат хлебопродуктов имени Кирова. Только эти два региона ежегодно покупают у нас до 100 тыс. тонн продовольственной пшеницы, используя ее как улучшитель  для получения качественного хлеба. За рубеж в 2018 году из области по прямому экспорту отправлено 247 тыс. тонн зерна.

Многие производители зерна, конечно, хотели бы самостоятельно реализовывать свою продукцию за рубеж, поскольку это позволило бы им получить более высокую цену. Для сравнения: средняя стоимость пшеницы 3 класса в прошлом году в регионе составляла порядка 8 тысяч рублей за тонну, тогда как в южных морских портах можно было выручить за нее порядка 11 тысяч рублей.

Невыгодная логистика

Но продать зерно на экспорт сибирякам непросто. И главным камнем преткновения на пути к зарубежным рынкам сбыта является невыгодная логистика. Регион значительно удалена от экспортных морских портов и на западе страны, и на востоке. До Калининграда от нас – почти 4000 километров, до Владивостока – 6500. Традиционно транспортировка зерна ведется железнодорожным транспортом. А стоимость железнодорожных перевозок высокая: 30 — 40 процентов от стоимости товара. Поэтому без государственной поддержки  тут не обойтись.

С 2017 года экспортные перевозки зерна железной дорогой из сибирских регионов субсидируются правительством РФ. Именно благодаря этой мере омские аграрии смогли в 2018 году отправить по прямому экспорту  в четыре раза больше зерна, чем в предыдущем.

В 2019 году логистическая субсидия также сохранена.

– Но пока объемы, которые мы можем перевезти по льготному тарифу, невелики. Также нас не устраивает сам период действия этого тарифа: с февраля по сентябрь, – отмечает Константин Цыпленков. – Это в теплых регионах  летом уже идет уборка. А у нас май – июль – время, когда элеваторы зачищаются. Запасы зерна в этот период некритичны и перевозки незначительны, поэтому субсидировать логистические затраты нецелесообразно. Губернатор Александр Бурков говорил об этом на встрече с заместителем председателя правительства РФ Алексеем Гордеевым. И предложил распространить действие тарифа на период с сентября 2019 года, когда у нас начнется массовая уборка, по май 2020-го. Сейчас этот вопрос рассматривается. Надеемся, в итоге будет принято правильное решение. И регион сможет, как планировалось, отправить по прямому экспорту в 2019 году за счет льготных тарифов 250 тыс. тонн зерна.

Тарифы для «своих»

Можно было бы везти зерно из региона в страны Юго-Восточной Азии через Республику Казахстан. Но  действующие в сопредельном государстве тарифы на его транспортировку из России очень высокие: вдвое выше, чем для местных грузоотправителей. Эта мера, направленная руководством Казахстана на защиту собственного агропроизводства, ограничивает выход Омской области на рынки Ирана, Ирака, Таджикистана и других стран, делая транзитные перевозки через Казахстан крайне невыгодными для нас. Поэтому вместо налаживания торговли с дальним зарубежьем омичам приходится продавать зерно ближайшему соседу, который его перепродает или перерабатывает и отправляет на экспорт в виде готовой продукции. К слову, не без участия зерна, выращенного нашими сельхозтоваропроизводителями, Республика Казахстан по вывозу муки вышла сегодня в число мировых лидеров.

— Мы должны искать прямой выход на Китай, на Иран, а Казахстан использовать как транспортную сеть для поставки нашей продукции. Это вопрос жизни и смерти для аграрного сектора, вопрос цены на зерновые культуры, — подчеркивает губернатор Александр Бурков.

Как считают в областном правительстве, высокие пошлины на железнодорожные перевозки через Казахстан, от которых страдает развитие омского АПК, — одна из актуальных тем для обсуждения на предстоящем Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана, который пройдет в Омске в начале ноября.

Новым маршрутом

В конце августа, на заседании областного штаба по уборке урожая, губернатор Александр Бурков объявил о проработке варианта транспортировки продукции АПК в Юго-Восточную Азию по Иртышу, Оби и далее – Северным морским путем.

— Компанией «Новатек» в районе Обской губы построен терминал для отгрузки сжиженного газа, который должен способствовать росту грузопотока по Северному морскому пути через арктический порт Сабетта. Есть договоренность о том, что кусочек этого готового терминала отдадут Омской области для создания терминала по перегрузке зерна, — поясняет Константин Цыпленков.

Отметим, что перевозки водным транспортом обойдутся в полтора — два раза дешевле, чем железной дорогой.

Для реализации этого проекта планируется открыть в порту Сабетта специализированный пункт пропуска, где будет осуществляться фитосанитарный контроль. Кроме того, есть предприниматели, готовые построить на пути следования зерна из Омска в Ямал сеть элеваторов.

По инициативе министерства сельского хозяйства также ведется работа по созданию экспортно-логистической компании «Зерно Сибири». Учредителем этой компании выступает правительство области, а акционерами, как подчеркнул губернатор Александр Бурков, должны стать сами аграрии. Задача, стоящая перед ними, – научиться торговать без посредников. Компания «Зерно Сибири» будет формировать крупные партии продукции для выхода на внешние рынки и получения цены, существенно превышающей стоимость зерна внутри региона.

 

Татьяна Лелякина

 

Метки:




Наверх ↑

Выпуск: № 16 от 25.04.2024

  • Мы в социальных сетях