АПК

Опубликовано Февраль 18th, 2018 | Редакция газеты

Диалог превыше всего

Аграрная экономика напрямую зависит от состояния сельхозугодий. Окультуренная, богатая питательными веществами почва — результат инвестиций и многолетнего труда. И не случайно 2018 год в Омской области объявлен Годом плодородия, что, по мнению руководства региона,  должно акцентировать внимание аграриев на повышении продуктивности пашни и на восстановлении потенциала почв. 

Земля требует к себе бережного и хозяйского отношения, а в ряде случаев — и защиты. В связи с чем, сегодня остро встают вопросы земельных отношений, землепользования и земельного надзора. На одном из последних совещаний министр сельского хозяйства и продовольствия  Омской области Максим Чекусов призвал всех «к наведению порядка с землёй». Какие проблемы существуют в этой сфере? За ответом мы обратились к начальнику отдела земельного надзора управления Россельхознадзора по Омской области Евгению Леонидовичу Гоману. 

— Евгений Леонидович, чем вызван призыв министра к наведению порядка  в сфере земельных ресурсов?

— Для того чтобы понять сложившуюся ситуацию, нужно вспомнить девяностые годы. Тогда земля разрушающихся колхозов и совхозов в виде имущественных  паёв раздавалась бывшим работникам и членам их семей. Задача государства была такая – отдать эти немежёванные участки, чтобы люди могли сами поставить их на кадастровый учёт. Но у нас только незначительная часть населения воспользовалась этим правом, провела кадастровые работы, сделала межевание, выделив свои земли в натуре и придав им статус сформированных участков. Значительная же часть земель стала не средством производства продукции сельского хозяйства, а заросла кустарником, использовалась не для целей сельхопроизводства или стала средством наживы. Участки стали перепродавать.

В Омской области, как и во всей России, сформировался огромный пласт неиспользованной паевой земли.  В Омской области из 7756,3 тыс. га земли сельскохозяйственного назначения 4456,7 тыс. га (57,5 процентов) — земли сельхозназначения в собственности граждан. Сейчас перед нами стоит задача – вернуть эти участки в сельскохозяйственный оборот, изъяв у тех, кто её не использует в сельскохозяйственном производстве на протяжении трёх и более лет.

— Сейчас уместно рассказать о том, что такое земельный надзор.

— Надзор заключается в том, чтобы контролировать и надзирать за соблюдением обязательных требований, установленных и прописанных в нормативно-правовых актах Российской Федерации, контролировать, как они соблюдаются гражданами, органами власти, местного самоуправления, юридическими лицами и т.д.

Существует три федеральных структуры, которые уполномочены осуществлять земельный надзор. Первая – это управление Россельхознадзора по Омской области, которая осуществляет государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения и только тех земель из этой категории, которые попадают под действие  Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Под действие этого закона не попадают участки, предоставляемые под личные подсобные хозяйства, садоводство, огородничество, занятые строениями и сооружениями, либо предоставленные под индивидуальную жилищную застройку. Это ниша отнесена к полномочиям следующего надзорного органа  —  управления Росреестра по Омской области. И есть управление Росприроднадзора по Омской области, которое занимается объектами федерального значения, связанными с водопользованием, водоохранными зонами и т.д. Все три ведомства руководствуются Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 №1, где как раз чётко прописаны полномочия каждого органа.

— Какими документами регламентируется ваша деятельность?

— Земельным кодексом РФ, Федеральными законами «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», постановлениями правительства Российской Федерации.

— В какой форме осуществляется государственный земельный надзор?

— Это плановые и внеплановые проверки, которые подразделяются на выездные и документарные. Есть ещё административные обследования, плановые (рейдовые) осмотры,  которые проводятся без взаимодействия с правообладателем в рамках действующего законодательства, а также административные расследования, основания для проведения которых установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме этого, в  рамках полномочий ведём системные наблюдения, включающие изучение аэроснимков, карт, сопоставление и отслеживание изменений с течением времени, то есть это работа с использованием технические средств без выезда на участок. Многие из названных форм контроля проводятся в том числе по материалам правоохранительных органов, прокуратуры.

— Сколько проверок вы провели в прошлом году?

— Из двух тысяч контрольно-надзорных мероприятий, проведённых в Омской области, более ста — по Омскому району. Мы большое внимание уделяем законности проведения проверок с соблюдением всех прав и интересов правообладателей земельных участков, в противном случае может пострадать  и должностное лицо, и репутация учреждения пошатнётся.

— И какие основные проблемы выявлены?

— Если говорить в целом, нарушения, выявляемые в рамках госземнадзора, можно выделить в три группы. Первая – это  неиспользование в сельскохозяйственном производстве земель сельхозназначения. Участки зарастают сорняками, древесно-кустарниковой растительностью. В регионе в 2017 году на площади более 5 тыс. га выявлено 250 таких нарушений, что составляет 63 процента от общего количества нарушений. Административный штраф рассчитывается от кадастровой стоимости участка, при этом для граждан он составляет не менее 3 тыс. руб., для должностных лиц – не менее 5 тыс., для юридических лиц – не менее 200 тыс. руб.

Вторая – несоблюдение установленных требований, направленных на улучшение плодородия, защиту земель и охрану почв. В прошлом году мы выявили 80 таких нарушений на площади более 8,6 тыс. га, что составляет около 20 процентов от всех нарушений.

Среди основных причин, которые привели или могут создать условия к снижению почвенного плодородия – нарушение севооборотов, несбалансированное минеральное питание почв, зарастание полей сорняками, не проведение агрохимических обследований земель и т.д. За истекший период штрафы за указанные нарушения составили от 20 тыс. руб. для граждан до 700 тыс. руб. для юридических лиц.

И третья — это порча и уничтожение плодородия почв. Нарушением считается самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы, а в большинстве случаев и уничтожение плодородного слоя, загрязнение земель нефтепродуктами, бактериями группы кишечной палочки, жизнеспособными личинками и яйцами гельминтов. Выявлено 55 таких нарушений на площади около 260 га, что составляет 13 процентов от количества нарушений. По итогам проверок управлением подготовлены и направлены в суды 8 исковых заявлений на общую сумму более 25,2 млн руб. на площади более 4,5 га.

-А помимо наказания рублём существуют ли ещё какие-либо меры воздействия?

— Опыт показывает, что штраф является самой эффективной мерой профилактики подобных нарушений. Иначе сложно достучаться до человека, он не даёт оценку своим действиям до тех пор, пока не заплатил.

Существует ещё такая мера воздействия, как увеличение земельного налога. Материалы административных дел мы направляем в УФНС России по Омской области, где производят доначисление земельного налога по ставке 1,5 процента от кадастровой стоимости участка, вместо установленных 0,3 процента. На основании представленных управлением материалов налоговой службе удалось доначислить недобросовестным собственникам земельный налог на сумму около 480 тыс. рублей.

Также сведения о результатах государственного земельного надзора и выявленных нарушениях направляется в ТУ Росреестра по Омской области для внесения в Единый государственный реестр недвижимости с целью пресечения фактов уклонения нарушителей от устранения нарушений  путем перерегистрации земельного участка или его продажи.

Законодательством в определённых случаях в отношении субъектов предпринимательства предусмотрено ещё и предупреждение. Мы используем эту меру, если ранее лицо не привлекалось к ответственности, и его действия не привели к ущербу или не создали угрозы причинения вреда.

По результатам проведенных мероприятий без взаимодействия с правообладателями в случае наличия у контрольно-надзорного органа сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений правообладателю может быть объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. Данная мера предусмотрена законодательством до назначения административного штрафа. Ну, а уж если меры не будут приниматься, то будет организована проверка, и если признаки нарушения установлены, будет составлен административный протокол. В 2017 году было выдано 14 таких предостережений и 3 предупреждения по соблюдению обязательных требований в области земельного законодательства.

— Что делать, если человек получил предостережение?

— Он обязан проинформировать контрольно-надзорный орган в установленный срок, согласен ли с данным предостережением, либо направить на него возражение. И отводится ему на это не менее 60 дней с момента получения. Срок достаточный, чтобы проанализировать ситуацию, оценить свои возможности. Закон  даёт право дать исчерпывающие объяснения по данному вопросу.  У нас нет цели – только выписать штраф, главное, чтобы нарушение было устранено. Диалог превыше всего. Нарушил – устрани, исправь, и мы больше не встречаемся.

— Как рассматриваются ситуации, когда аграрии, не желающие обрабатывать  свои участки, сдают их в аренду на срок менее года?

— Такое, к сожалению, встречается слишком часто. Это на наш взгляд уловка недобросовестных «землепользователей». Дело в том, что закон не запрещает заключать такие договоры. Заключив его, бремя ответственности за содержание земли по гражданскому кодексу несёт не владелец земли, а арендатор или субарендатор, или, как мы выражаемся, правообладатель участка. Но за такой промежуток времени невозможно выполнить предусмотренный законодательством объём мероприятий по повышению плодородия, защите и охране почв, я уж не говорю о каких-либо специальных культуртехнических мероприятиях.

Но мы знаем, как с такими «уклонистами» бороться. Приходится обращаться в суд, где доказываем, что это просто способ уклонения от проверки. Всех секретов открывать не буду, но суды с нами соглашаются. Да, владельцы платят налоги, но уходят от ответственности нести бремя правильного содержания земельного участка, проведения на нём необходимых обработок. И, видимо, существующие штрафы для некоторых из них копеечные. Сейчас готовятся изменения в законодательство, которые будут нацелены на существенное увеличение сумм штрафов за неиспользование сельскохозяйственных земель. Хотя они и так в Россельхознадзоре самые высокие.

— Как выстраивается взаимодействие с администрацией Омского района и сельскими поселениями?

— Мы понимаем, что территориально Омский район, можно сказать, на виду у всех. У администрации района есть желание решать существующие проблемы. Там работают грамотные специалисты. Мы с ними сотрудничаем, продвинемся в плане взаимодействия, но хотелось бы большего.

В муниципальном земельном контроле сокрыт огромный потенциал по наведению порядка с землёй. Основания для его проведения предусматриваются  статьёй 72 Земельного кодекса РФ. Там указано, что эти полномочия осуществляют муниципальные районы в границах сельских поселений, расположенных в этом муниципальном районе. Городское поселение имеет право осуществлять муниципальный земельный контроль  в черте городских населённых пунктов и т.д. И в этом документе предусмотрена возможность передачи полномочий муниципального земельного контроля сельским поселениям.  Омский район – в числе тех, кто практикует передачу полномочий по муниципальному земельному контролю на уровень сельских поселений в рамках 131-ФЗ.

Мы тщательно изучаем материалы, поступающие от администраций поселений Омского района. В 2017 году по четырём вынесены определения об отказе в возбуждении административных дел, так как специалисты  сельских поселений провели муниципальный земельный контроль с существенными недоработками, нарушением процедуры.

Сейчас не крайних искать надо, а ситуацию исправлять. И если государство ставит нам задачу ввести по России в оборот 20 млн га неиспользованной пашни, то мы должны взяться за руки и найти решение проблем в рамках действующего законодательства.

Я заинтересован, чтобы муниципальный земельный контроль в регионе развивался. Это перспективно, но хотелось бы, что б в нём было задействовано больше обученных людей – муниципальных инспекторов.

— Если у жителей возникнут какие-то вопросы по земле, то куда им обратиться?

— В управление Россельхознадзора по Омской области по адресу: ул. Училищная, 10. Можно письменно, можно через сайт Госуслуги, где заявитель будет авторизован.  Каждое обращение у нас рассматривается, даётся ответ заявителю. За этим у нас особый контроль.

Если действительно обнаружили проблему, то, пожалуйста, проявляйте свою гражданскую сознательность. Но помните, что анонимное обращение не может являться поводом для проверки.


В Омском районе

В 2017 году управлением Россельхознадзора Омской области проведены проверки в отношении более чем ста правообладателей, неиспользующих земельные участки сельскохозяйственного назначения или использующих с нарушениями закона, на площади около тысячи гектар. Составлено около ста административных протоколов, вынесено постановлений о привлечении к административной ответственности на общую сумму более 1 млн рублей. По результатам проверок предписаний, нарушения были устранены на площади 289 га.

Цифра

В Омском районе в 2016 году введено в оборот 4379 га земель сельхозназначения, в 2017 году  — 5449 га.


 

Метки: , , , , ,




Наверх ↑

Выпуск: № 15 от 18.04.2024

  • Мы в социальных сетях