Власть

Опубликовано Май 11th, 2018 | Редакция газеты

Без главы виноватые

Иван Андреевич Крылов в басне «Квартет» замечательно описал хвастливых и самоуверенных персонажей, которые считают, что за какое дело они ни возьмутся, – у них все сразу же получится, да ещё и в лучшем виде.

Часто сравнивают с героями басни политических деятелей, не способных на конкретные действия или принятие важных решений, для которых требуются специальные знания и опыт. Такие устраивают дебаты и представления, пишут открытые письма и самоутверждаются, публикуя на платной основе открытые оскорбления с перехо­­дом на личности. Вместо того, чтобы открыто и честно признаться своим избирателям: «Ребята, мы не справились», – и сложить полномочия. Бессмертный классик, устами мудрого Соловья в упомянутой уже басне, говоря: «А вы, друзья, как ни садитесь…», имел в виду не столько талант, сколько профессионализм. Именно профессионализм помогает преодолеть личную неприязнь и всякого рода разногласия.

Несколько лет представители народа – депутаты Усть-Заостровского сельского поселения – не могут исполнить свою непосредственную обязанность: в соответствии с законодательством избрать главу своей территории, обвиняя в своей профессиональной импотенции через проплаченные статьи в уважаемых газетах бывшую главу поселения Надежду Голиченко, главу Омского района Геннадия Долматова, Следственный комитет, прокурора Омского района Дмитрия Литвиненко, бывшего губернатора Виктора Назарова, его заместителя Игоря Бондарева, Роспотребнадзор,  Омскую межрайонную природоохранную прокуратуру и даже Верховный суд Российской Федерации.

Долматов Геннадий Геннадьевич, глава Омского муниципального района:

«При этом депутаты открыто игнорируют букву закона, как бы «забывая», что местное самоуправление – это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определенной территории по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения. И суть-то местного самоуправления заключается в автономности от других органов государственной власти, самостоятельности населения в решении местных проблем. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а, значит, последние не могут давать обязательных указаний муниципальным органам. В самом деле, ведь местное население наверняка лучше разбирается в своих проблемах и сможет найти лучшие пути их разрешения.

Но имеет ли отношение население Усть-Заостровки, о котором депутаты якобы ратуют, не исполняя свой депутатский долг, к ситуации, сложившейся в поселении?  Это уже вопрос второй. Мы неоднократно собирали на своём уровне депутатов, пытались помочь им договориться. Они пообещали. Закрыли дверь кабинета. Забыли свои обещания, а воз и ныне там».

Хокмалыев Джегун Вагиф-оглы, предприниматель:

«Я считаю, что поведение депутатов Адумяна, Аппельганца, Богер, Белоусова, Захарова, Ветюгова объясняется исключительно личными интересами. Я помню их избирательную кампанию в 2015 году. Они все говорили о том, что идут в депутаты, чтобы поддержать А.В. Гречко в борьбе за кресло главы поселения. Но разве в депутаты идут для того, чтобы продвигать своего кандидата к власти? Разве депутат – это не тот, кто радеет за интересы народа? Все это время самым главным личным интересом для них было продвижение своего кандидата к должности первого человека поселения. А будет ли это А.В. Гречко или кто-то из его сторонников — это уже не столь важно. Что я думаю о А.В. Гречко как о человеке, который поддерживает такие действия? Прежде всего я считаю, что он человек глубоко непорядочный. Для него материальная выгода в любом вопросе всегда на первом месте. Такие понятия, как честь, совесть, долг для него не существуют. Его и тех, кто его поддерживает, интересует только личное материальное благополучие. Поэтому поверить в то, что он вдруг озаботился решением проблем поселения, я не могу».

Клименко Елена Анатольевна, заведующая сельской библиотекой:

«Если бы наши депутаты (Адумян, Аппельганц, Богер, Белоусов, Захаров, Ветюгов) действительно переживали за жизнь поселения, они бы приняли модельный порядок, который был рекомендован в 2015 году. Но он их почему-то не устроил, хотя все остальные поселения, в которых прошли выборы, были всем довольны. Наших депутатов он не устроил потому, что не позволял сесть в кресло главы поселения их ставленнику. Так откровенно лоббировать интересы одного человека? Разве это законно? Нет. Но это их не волнует. А методы, при помощи которых они пытаются достичь поставленных целей? Эти методы привели наше поселение к тому, что жители разделились на две группировки. И страсти только накаляются. К чему может привести подобная политика, мы имели возможность узнать, следя в свое время за репортажами из Украины. Эти люди пришли во власть не для того, чтобы договариваться. Они считают себя борцами за правду, но борьба эта очень напоминает способ радикального возражения против не только законодательных правил, но и общественных норм, известный сегодня как экстремизм».

Напомним, что 13 сентября 2015 года в Усть-Заостровском сельском поселении прошли выборы депутатов. Вот наглядная «поддержка» избирателей.

1 Адумян Кристоф Францович 5,23
2 Аппельганц Владимир Александрович 10,45
3 Белоусов Александр Петрович 8,01
4 Богер Ольга Борисовна 12,08
5 Ветюгов Дмитрий Владимирович 4,53
6 Захаров Виталий Викторович 6,39
Всего: 861 человек 46,69 %

Итого: меньше половины избирателей, пришедших на участки, проголосовали за всех вместе взятых вышеназванных депутатов.

Весной 2016 года депутаты К.Ф. Адумян и В.А. Аппельганц подали исковое заявление, ответчиком по которому выступил Совет Усть-Заостровского сельского поселения. Заявление касалось выборов председателя Совета депутатов. По Уставу поселения, сегодня этот пост занимает и.о. главы И.М. Лучак. Вышеназванные лица пытались добиться, чтобы часть I статьи 22 Устава, которая регулирует выборы председателя Совета, была признана недействующей. Для этого они обращались во все судебные инстанции, последней из которых стал Верховный Суд Российской Федерации.

Верховный суд подтвердил решение Омского областного суда оставить без удовлетворения исковое заявление Адумяна и Аппельганца и определил, что часть I статьи 22 Устава Усть-Заостровского сельского поселения имеет право на существование, поскольку не противоречит ни одному федеральному закону. Омский же областной суд определил взыскать с депутатов-истцов в пользу Усть-Заостровского сельского поселения судебные расходы, в связи с тем, что администрация, защищая свою правоту в суде, вынуждена была тратить на это бюджетные деньги.

Таким образом, Верховный суд указал депутатам Усть-Заостровки на незаконность их действий.

Вариативность форм наделения полномочиями глав муниципальных образований 3 февраля 2015 г. была дополнена возможностью их избрания в соответствии с законом субъекта РФ и уставом муниципального образования представительным органом этого муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Процедура выборов такова: избранный Совет депутатов должен провести работу по созданию конкурсной комиссии. Если решат, что комиссия будет состоять из 12 человек (как это предлагается в модельном правовом акте), то 6 из них будут назначаться главой Омского муниципального района, а 6 – депутатами местного Совета. Эта комиссия и должна провести конкурсный отбор.

Любой гражданин России, даже не житель поселения, может баллотироваться на пост главы поселения. Он готовит и подает в конкурсную комиссию определенный пакет документов. Комиссии предстоит рассмотреть документы, другие сведения: об имуществе, образовании, судимости, штрафах и др., а также провести собеседование с претендентами, оценить их программы, знание муниципального менеджмента. У комиссии появляется возможность отсекать тех людей, кто не имеет понятия о том, как управлять муниципалитетом и кто может своими действиями отбросить развитие территории на несколько лет назад.

Без сомнения, к власти должны прийти честные, грамотные, авторитетные и ответственные люди, способные взять на себя груз ответственности за судьбу поселения и служить народу.

Между тем, третий год депутаты поселения, пытаясь подменить саму идею и функцию конкурсной комиссии, пишут письма во все инстанции с требованием прийти и помочь им выполнить их депутатский долг, вместо того чтобы нести ответственность за свои действия и принимаемые решения.

Арбузов С.В., канд. юрид. наук, доцент кафедры государственного и муниципального права ОмГУ им. Ф.М.Достоевского, член-корреспондент Муниципальной Академии РФ.

В Усть-Заостровке идёт «война» между двумя коалициями депутатов. И это «война» не за распределение местного бюджета. Бюджет вообще не принят. Споры идут о должности главы поселения. Не жалея чести и достоинства друг друга, депутаты посвятили всех себя войне компроматов, ссылаясь на законность своих позиций и периодически проверяя эту законность в судах, прокуратуре, органах государственной власти и даже органах местного самоуправления муниципального района, в состав которого входит поселение.

При этом депутаты не знают или не хотят знать, что разрешение этой ситуации в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством о местном самоуправлении полностью зависит от самих депутатов. И ни суд, ни прокуратура, никакие другие органы государственной власти, как федеральные, так и региональные,  не могут вмешиваться в вопросы формирования структуры органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В основе организационного кризиса в поселении, кроме всего прочего, лежит неверное понимание положений ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», предусматривающих порядок  замещения должности главы сельского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Конституционный суд РФ в постановлении от 1 декабря 2015 г. N 30-П признал, что эти  положения ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (цитата) «не допускают воспроизведение законами субъектов Российской Федерации единственно возможного варианта порядка избрания и места в системе органов местного самоуправления главы муниципального образования сельских поселений, … и не могут ограничивать возможность предусмотреть в уставах этих муниципальных образований избрание главы поселения на муниципальных выборах».

Обращаю внимание, что  для сельских поселений Конституционный суд РФ особо оговорил невозможность предусматривать в законах субъекта РФ единственно возможный  вариант замещения должности главы сельского поселения.

Таким образом, вместо того, чтобы продолжать впустую сотрясать воздух в СМИ и жалобах в различные органы, необходимо заняться той работой, ради которой и были избраны депутаты.

А именно, внести соответствующие изменения в Устав сельского поселения. Вынести эти изменения в Устав на  обсуждение населения Усть-Заостровки, и послушать, что скажет народ. Хочет население самостоятельно выбирать главу сельского поселения на муниципальных выборах или промолчит и согласится с тем, что главу поселения за них выберет созданная без участия населения комиссия. Депутаты, которые формируют такую комиссию и сами входят в ее состав, очевидно заранее между собой делят кресло главы поселения, и, поэтому не могут прийти к согласию по процедуре работы комиссии.

Только выборы населением главы поселения поставят точку в этом споре. Главы поселения, который будет зависеть от населения, а не обязан своей должностью комиссии. В этом и заключаются основные принципы самостоятельности населения в решении вопросов местного  значения. В основе работы органов местного самоуправления лежат принципы выборности и периодической сменяемости органов местного самоуправления под контролем населения».

Евгения КОНЫШЕВА

Метки:




Наверх ↑

Выпуск: № 12 от 28.03.2024

  • Мы в социальных сетях